Дмитрий Маркин, руководитель направления интеллектуальной собственности АО "Реестр-Консалтинг" выступил с экспертным мнением в ТПП РФ о новом порядке выплат вознаграждений за служебные результаты интеллектуальной деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1246 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. На основании данной нормы, Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 512 были утверждены Правила выплаты вознаграждения за служебные изобретения, полезные модели и промышленные образцы, которые вступили в силу с 01.10.2014.
Данные Правила были направлены на регулирование вопросов материального вознаграждения творческих работников за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы между работником, являющимся автором соответствующего результата интеллектуальной деятельности, и его работодателем.
При этом действие данных Правил не распространяется на случаи, когда между работодателем и работником заключен договор, устанавливающий размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за служебный РИД.
В настоящий момент Минобрнауки России разработало проект новых правил вместо Правил 2014 года, которые с 1 января 2021 г. утратят силу согласно Постановлению Правительства РФ от 18 марта 2020 г. № 296.
Данный проект Правил в настоящий момент проходит ОРВ в ТПП РФ.
Проект правил Минобрнауки России предусматривает следующие новеллы:
В остальном, проект Правил, предлагаемый Минобрнауки России, почти полностью повторяет действующие с 2014 года Правила.
По мнению Дмитрия Маркина, Проект правил Минобрнауки России в представленной редакции имеет некоторые недостатки, например:
1) Отсутствует какой-либо расчет-обоснование существенного увеличения размера минимальных ставок вознаграждений. Такое вольное увеличение финансовой нагрузки на бизнес негативно отразится на желании работодателей иметь дело с интеллектуальной собственностью.
2) Сомнителен смысл выплаты работнику-автору вознаграждения в случае, если патент на служебный РИД не был получен, в том числе по независящим от работодателя причинам. Представляется обоснованным, что при несоответствии служебного РИД условиям, необходимым для получения патента (например, отсутствие новизны) или охраны его в качестве НОУ-ХАУ, вознаграждение за «создание» такого «некачественного» РИДа выплачивать нецелесообразно.
3) Отсутствуют разъяснения относительно необходимости выплаты вознаграждения в случае досрочного прекращения действия патента, а также в случае последующего восстановления действия патента (статья 1400 ГК РФ).
Также Дмитрий Маркин отметил, что ранее в ТПП РФ рассматривался проект подобных правил, подготовленный Роспатентом. При этом проект Роспатента предлагал несколько иной и более расширенный подход по некоторым вопросам вознаграждения авторов.
В частности, проект Правил Роспатента содержал следующие особенности: