Актуальное

25 января 2021 г. на официальном сайте Банка России был размещен для общественных консультаций Доклад «О реформировании подходов к осуществлению принудительного выкупа ценных бумаг публичных акционерных обществ».

Авторы Доклада, признавая несовершенство института принудительного выкупа, регламентированного главой XI.1 Федерального закона «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ, в отношении защиты прав миноритарных акционеров – владельцев выкупаемых акций, вынесли на обсуждение профессионального сообщества свои инициативы по его реформированию.

В частности, в Докладе признавалось, что основной проблемой является определение справедливой цены выкупаемых ценных бумаг. Действующие механизмы определения рыночной цены выкупаемых акций позволяют создавать условия, при которых выкупающее лицо может осуществить процедуру выкупа по заниженной цене.

Банк России предложил изменить механизмы ценообразования, передав полномочия определению цены выкупа и контролю за соответствием законодательству условий выкупа специализированному суду, выступающему в роли арбитра до начала процедуры выкупа.

Авторы Доклада обратили внимание на существующую практику искусственных манипуляций мажоритарного акционера с иными дружественными структурами для достижения установленных статьей 84.8 закона «Об акционерных обществах» условий для осуществления выкупа ценных бумаг, при которых без судебного разбирательства хитросплетений отношений субъектов выполнение требования закона становится фикцией.

Предполагалось, что суд по заявлению лица, приобретшего более 95% голосующих акций ПАО, будет рассматривать вопрос о наличии у такого лица права требовать выкупа ценных бумаг, в том числе осуществлять проверку факта выполнения мажоритарным акционером обязательного условия для возникновения права принудительного выкупа - приобретения не менее 10% голосующих акций на основании добровольного или обязательного предложения, обеспечивать посредством привлечения независимых оценщиков определение справедливой цены выкупаемых акций, а также определять справедливость иных условий осуществления выкупа.

В Докладе предлагалось рассмотреть возможности расширения перечня оснований возникновения права принудительного выкупа, справедливо мотивируя это тем, что превышение порога в 95% голосующих акций свидетельствует о сверхвысокой концентрации контроля над компанией. При этом миноритарные акционеры независимо от способов приобретения контролирующим акционером 95% утрачивают фактическую возможность оказывать влияние на решения, принимаемые публичным обществом, а значительную долю миноритарных акционеров могут составлять «исчезнувшие акционеры», с которыми в течение длительного времени не удается установить связь.

Исходя из вышесказанного было предложено также передать на решение специализированного суда установление права принудительного вытеснения миноритарных акционеров у мажоритарного акционера, который является владельцем более 95% общего количества голосующих акций публичного общества независимо от того, каким способом он (мажоритарный акционер) приобрел указанный уровень контроля.

Доклад содержал и иные предложения регулятора по коренному реформированию механизмов принудительного выкупа. Подробнее.

Инициативы Банка России были вынесены на публичное обсуждение и 24 июня 2021 г. мнения участников обсуждения были опубликованы на официальном сайте регулятора

По мнению Банка России, в процессе обсуждения Доклада участники рынка обозначили готовность развивать институт принудительного выкупа ценных бумаг. При этом по заданным направлениям развития отмечена полярность интересов крупных акционеров и миноритариев, тогда как инициативы авторов Доклада были направлены на поиск механизмов, обеспечивающих баланс интересов всех участников правоотношений. Из предложений, полученных в рамках общественных консультаций, был сделан вывод, что для участников процедуры выкупа более предпочтительным остается сохранение существующего порядка реализации принудительного выкупа с усилением защитных механизмов прав миноритарных акционеров и уточнением отдельных положений Федерального закона «Об акционерных обществах».