Актуальное

Несколько дней назад Государственной Думой РФ принят в первом чтении проект поправок в часть четвертую Гражданского кодекса, которым в России вводится новый самостоятельный объект интеллектуальной собственности – «географическое указание» (далее сокращенно - ГУ).

Предполагается, что новый объект будет представлять собой обозначение, позволяющее идентифицировать товар как происходящий с определенной географической территории, которая определяет качество, репутацию или иные характеристики товара.

Основным требованием для товара, маркируемого ГУ, будет являться производство такого товара на соответствующей территории или осуществление на соответствующей территории, по меньшей мере, одной из стадий производства товара, но именно такая стадия должна обуславливать качество качества, репутацию или иные ключевые характеристики, связанные с территорией.

Из законопроекта можно выделить следующие основные свойств будущего объекта:

  • для правовой охраны ГУ необходима его государственная регистрация в Роспатенте;
  • ГУ может быть зарегистрировано на имя одного или нескольких физических лиц, юридических лиц или объединения лиц;
  • исключительное право использования ГУ может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий качеством, репутацией или другими характеристиками, указанными в регистрации ГУ;
  • заявленное на регистрацию обозначение может быть зарегистрировано или как ГУ или как наименование места происхождения товара (НМПТ), одновременная регистрация обозначения как ГУ и НМПТ не допускается;
  • распоряжение исключительным правом на ГУ (в том числе, отчуждение, предоставление лицензии и пр.), не допускается;
  • ГУ охраняется в течение всего времени существования возможности производить товар, отвечающий требованиям, предусмотренным для маркировки его ГУ, а исключительное право на ГУ действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на регистрацию ГУ и может неограниченное число раз продлеваться правообладателем на новый десятилетний период при условии действия охраны ГУ;
  • предоставление правовой охраны ГУ может быть оспорено и признано недействительным в течение всего срока охраны;
  • предоставление исключительного права на зарегистрированное ГУ может быть оспорено и признано недействительным в течение всего срока действия исключительного права на ГУ.
Представляется, что наряду с общими способами защиты нарушенных гражданских прав, исключительное право на ГУ будет предоставлять его владельцу правомочия требовать, в частности:

  • признания права на ГУ;
  • пресечения действий, нарушающих право на ГУ или создающих угрозу его нарушения;
  • изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещено незаконно используемое географическое указание или сходное с ним до степени смешения обозначение;
  • возмещения убытков, связанных с нарушением прав на ГУ;
  • публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя ГУ.

Введение такого нового объекта интеллектуальной собственности в российское правое поле обусловлено задачей упростить создание так называемых «региональных брендов» для товаров, которые по факту обладают определенным качеством и репутацией, но не могут быть зарегистрированы в качестве НМПТ в связи с жесткими законодательными требованиями к этому объекту.

Кроме того, обязательства по охране ГУ возникли у РФ в связи со вступлением в ВТО, как это предусмотрено Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а также в связи с тем, что Договор о Евразийском экономическом союзе также относит ГУ к охраняемым объектам интеллектуальной собственности.

Несмотря на прохождение законопроектом первого чтения в Государственной думе, не исключено, что при последующих чтениях будут внесены изменения в его текст, в том числе весьма существенные.

Новокрещенова Людмила Григорьевна
Автор статьи
Новокрещенова Людмила Григорьевна
Заместитель генерального директора Стаж работы 25 лет
Связаться
АО «Реестр-Консалтинг» оказывает услуги по привлечению и защите от привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности в процедуре банкротства.