Изменение законодательства

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

1. Проект «Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2024 год и период 2025 и 2026 годов» от 24.11.2023 г. (подготовлен Банком России) Банком России представлен доработанный проект основных направлений развития финансового рынка на 2024 год и период 2025 - 2026 годов

Документ раскрывает основные цели, принципы, направления политики по развитию финансового рынка, а также ключевые задачи, которые будет решать Банк России совместно с Правительством РФ. В обсуждении проекта принимали участие представители финансовых организаций, СРО, реального сектора, их объединений, экспертного и научного сообщества.

В доработанный проект внесены, в частности, следующие изменения: добавлен тезис о том, что миноритарными акционерами могут являться как частные, так и институциональные инвесторы; обновлены статистические данные; добавлено сопоставление показателей российского финансового рынка с зарубежными; отмечена важность повышения качества корпоративного управления в компаниях, впервые выходящих на рынок капитала; добавлен тезис о роли информационных ресурсов о государственных мерах поддержки бизнеса и прочее.
https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82638.html
2. Указание Банка России от 28.09.2023 г. № 6546-У «О форме (формате) и порядке направления инсайдерами в Банк России уведомления, содержащего инсайдерскую информацию, которая не раскрывается» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.11.2023 N 75815)

Регулятор утвердил форму электронного уведомления, которое инсайдеры обязаны направлять, если они правомерно не публикуют отдельные сведения. В отличие от действующего рекомендуемого образца, новая форма, например, не предусматривает указание таких данных:
  • сокращенного фирменного наименования инсайдера, если оно есть;
  • его места нахождения;
  • адреса интернет-страницы для раскрытия сведений (при ее наличии).

Форматы файла на выбор – xls или xlsx. Должна быть возможность искать и копировать произвольный фрагмент уведомления средствами для просмотра.

Представлять документ будет не нужно, когда соблюдены все следующие условия:
  • инсайдер-эмитент передает в ЦБ РФ другое уведомление. Речь идет о документе с информацией, которую отправитель не раскрывает по Закону о рынке ценных бумаг и (или) по Закону об АО;
  • эти сведения совпадают с данными, которые можно не публиковать по Закону о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
  • сведения собраны в одном документе (сообщении).

https://www.cbr.ru/Queries/UniDbQuery/File/90134/3914

3. Проект Федерального закона N 496225-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и Федеральный закон «Об инвестиционных фондах»

В Госдуму внесен законопроект об уточнении критериев для получения физическим лицом статуса квалифицированного инвестора

В частности, в качестве нового самостоятельного критерия для получения статуса квалифицированного инвестора предлагается ввести критерий дохода с предоставлением Банку России полномочий по определению его минимального размера, видов, периода получения, а также порядка расчета.

Кроме того, повторное прохождение тестирования потребуется, если инвестор не совершал сделок, требующих тестирования, в течение пяти лет со дня получения положительного результата тестирования в отношении соответствующей сделки или совершения последней такой сделки.

Предусматривается увеличение со 100 тысяч до 300 тысяч рублей порога, в рамках которого неквалифицированный инвестор может совершить сделку, требующую прохождения тестирования, даже в случае отрицательного результата такого тестирования (с сохранением обязанности брокера или управляющей компании уведомить инвестора о рисках и необходимости для клиента заявить о принятии таких рисков).
https://sozd.duma.gov.ru/bill/496225-8

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

4. Проект Федерального закона N 444871-8 «О внесении изменений в статьи 48 и 66 Федерального закона «Об акционерных обществах» (в части уточнения полномочий коллегиального исполнительного органа общества) (внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ) прошел первое чтение

Законопроект разработан в целях устранения несоответствий между нормами Гражданского кодекса РФ и положениями Федерального закона «Об акционерных обществах», касающихся принятия корпоративных решений.

В частности, законопроект предусматривает передачу отдельных вопросов, относящихся к компетенции общего собрания акционеров непубличного общества, совету директоров и правлению.

Кроме того, авторы проекта предлагают установить запрет в отношении лиц, осуществляющих полномочия единоличного исполнительного органа, и для членов коллегиального исполнительного органа (правления), входящих в состав совета директоров, осуществлять одновременно полномочия председателя коллегиального органа управления (совета директоров).
https://sozd.duma.gov.ru/bill/444871-8?ysclid=lpwgj8w4uq638165123


5. Обобщение судебной практики по корпоративным спорам о предоставлении информации хозяйственными обществами и по делам, связанным с оценкой действий правообладателей товарных знаков (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023 г.)

Большая часть материала посвящена вопросам связанным с определением круга лиц, имеющих право на получение информации о деятельности хозяйственных обществ, порядка и формы предоставления информации.

В документе в частности констатируется, что :
  • для проверки полномочий у лица, обратившегося за предоставлением информации в Общество, в случае отсутствия в списке участников ООО лица, обратившегося за получением информации, общество вправе запросить у него документы, подтверждающие статус участника;
  • при возникновении споров по поводу несоответствия между сведениями, указанными в списке участников общества, и сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ, в части прав на долю или часть доли в уставном капитале общества, наличие корпоративных прав устанавливаются судами на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ;
  • лицо, обратившееся в акционерное общество за предоставлением информации, в подтверждение своего статуса акционера должно представлять обществу выписку из реестра акционеров либо выписку со счета депо.
  • лицо, которому ООО обязано выплатить действительную стоимость приобретенной обществом доли в своем уставном капитале, вправе требовать предоставления информации о деятельности общества, связанной с определением действительной стоимости доли, подлежащей выплате обществом, а лица, у которых выкуплены акции ПАО в порядке, установленном положениями статей 84.3 и 84.8 Закона об акционерных обществах имеют право на получение доступа к отчету оценщика о рыночной стоимости приобретаемых ценных бума;
  • в случае, когда устав ООО содержит запрет на вхождение наследников в состав участников общества либо необходимость получения согласия других участников, которое не получено наследником, доля участия в уставном капитале переходит к обществу, а наследник вправе претендовать на выплату действительной стоимости доли и, соответственно, вправе требовать предоставления информации о деятельности общества только в пределах объема информации, имеющей отношение к определению действительной стоимости доли;
  • уставом акционерного общества может быть предусмотрено более низкое или более высокое пороговое значение числа голосующих акций, при наличии которых акционер вправе требовать доступа к документам бухгалтерского учета и иным документам, указанным в пункте 5 статьи 91 Закона об акционерных обществах. Непубличное акционерное общество в своем уставе может установить иные условия и (или) порядок предоставления доступа к информации, в том числе сроки и минимальное количество акций, необходимое для получения всех или определенной категории документов;
  • «документ бухгалтерского учета» в Законе об акционерных обществах применяется в более широком смысле по сравнению с понятием «первичный учетный документ», используемым в Законе о бухгалтерском учете. Бухгалтерские документы согласно Закону об акционерных обществах — это любые документы, имеющие существенное значение для правильного ведения бухгалтерского учета, в том числе к ним относятся и гражданско-правовые договоры, которые в неразрывной связи с первичными учетными документами формируют бухгалтерский учет. Исходя их этого сделан вывод, что гражданско-правовые договоры относятся к документам бухгалтерского учета, к которым акционер, не обладающий 25% голосующих акций, не имеет права доступа;

Документ также содержит позиции ВС РФ по вопросам касающихся предоставления информации, содержащей охраняемую законом тайну, соотнесения права участника хозяйственного общества на информацию с принципом добросовестности и запретом злоупотребления правом, определения размеров судебной неустойки и распределения судебных расходов.
https://www.vsrf.ru/documents/all/33141/

6. Указ Президента РФ от 27.11.2023 N 903 «О временном порядке раскрытия и предоставления информации некоторыми российскими хозяйственными обществами»
Установлен перечень российских хозяйственных обществ, которые вправе самостоятельно определять состав и объем информации, подлежащей раскрытию и предоставлению

В случае если российское хозяйственное общество, включенное в перечень, не раскрывает и не предоставляет информацию, оно обязано направить в Банк России уведомление, содержащее такую информацию, в сроки, установленные для ее раскрытия и предоставления. Форма (формат) указанного уведомления и порядок его направления устанавливаются нормативными актами Банка России.

Информация, не раскрытая или не предоставленная российским хозяйственным обществом на основании настоящего Указа, но предоставленная федеральным органам исполнительной власти (в том числе по их запросам) и иным лицам, не подлежит раскрытию, включая размещение в государственных информационных системах и других источниках.

Указ вступил в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2023 г.
https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82637.html
7. Постановление Правительства РФ от 01.11.2023 г. N 1835 «Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации иностранной холдинговой компании в период приостановления осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав в отношении экономически значимой организации»
Утвержден порядок определения размера и выплаты компенсации иностранной холдинговой компании за акции (доли в уставном капитале) экономически значимой организации
Правовые основания, а также условия для выплаты компенсации установлены Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 470-ФЗ.
Иностранная холдинговая компания в любой момент в период приостановления осуществления прав вправе обратиться в экономически значимую организацию с требованием о выплате компенсации.
Постановлением утверждены порядок определения размера компенсации и сроки ее выплаты.
Компенсация выплачивается денежными средствами с соблюдением особенностей, установленных Федеральным законом «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311100024

ОБЩИЕ НОВОСТИ

8. Постановление Правительства РФ от 01.11.2023 г. N 1836 «Об утверждении Правил принятия решения о включении российского хозяйственного общества в перечень экономически значимых организаций и об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на обращение в арбитражный суд с заявлением о приостановлении осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав в отношении экономически значимой организации»

Правительством утверждены Правила принятия решения о включении российского хозяйственного общества в перечень экономически значимых организаций.
Правила закрепляют порядок принятия Правительством решения о включении российского хозяйственного общества в указанный перечень в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями".

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере деятельности, к которой отнесен основной вид экономической деятельности российского хозяйственного общества, формирует мотивированное предложение о включении такого хозяйственного общества в перечень и представляет его в Минэкономразвития с приложением сведений о хозяйственном обществе, а также с проектом соответствующего акта Правительства о включении хозяйственного общества в перечень.

Кроме этого, документом установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на обращение в арбитражный суд с заявлением о приостановлении осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав в отношении экономически значимой организации, является федеральный орган исполнительной власти, указанный в решении Правительства о включении российского хозяйственного общества в перечень экономически значимых организаций, по предложению которого принято такое решение. Указанное положение действует до 31 декабря 2024 года.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311200012

9. Письмо ФНС России от 30.11.2023 N КВ-4-14/15065@ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

ФНС направлены разъяснения в связи с внесением изменений в законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 2 ноября 2023 года N 519-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сообщается, в частности, следующее:
  • регистрирующие органы не вправе требовать обязательного представления копии паспорта гражданина РФ при его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При принятии решения о государственной регистрации необходимо уделять особое внимание проверке действительности паспорта заявителя и соответствия сведений о его месте жительства, указанных в заявлении о государственной регистрации и в Прикладной подсистеме "Централизованная система учета налогоплательщиков" - соответствующие доработки реализованы в сервисе "Государственная онлайн-регистрация бизнеса".
  • возможность отображения в ЕГРИП сведений о том, что индивидуальный предприниматель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, будет обеспечена после внесения изменений в формы заявлений (N Р21001, Р24001) в части включения в них соответствующей отметки;
  • изменены подходы к исключению юридического лица из ЕГРЮЛ и индивидуального предпринимателя из ЕГРИП, а также по аналогии с последствиями исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц на три года ограничена возможность включения в ЕГРЮЛ сведений об учредителях (участниках) и руководителях юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений ЕГРЮЛ, а также при нарушении законодательства о ПОД/ФТ.


https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_463479/?ysclid=lpwperb8vw283836924

10. Информация с сайта ФНС России от 17.11.2023 г. «Обновлен сервис по проверке контрагентов на сайте ФНС России»

Теперь поиск можно проводить по организационно-правовой форме и статусу налогоплательщика, основным и дополнительным видам экономической деятельности.

В сервисе расширили также перечень сведений о налогоплательщике.

ФНС отметила, что будущего контрагента как делового партнера помогут оценить, в частности:
  • оптимизация функций;
  • быстрая навигация по итогам поиска;
  • вывод подробной информации о контрагенте;
  • всплывающие подсказки;
  • ссылки на иные сервисы налоговиков.


https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/14008842/

11. Указ Президента РФ от 22.11.2023 г. N 887 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 г. N 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»
Закупки иностранного программного обеспечения в целях его использования на значимых объектах критической информационной инфраструктуры РФ могут быть согласованы в том числе с Банком России

Уточнено, что согласование возможности осуществления закупок иностранного программного обеспечения в целях его использования на значимых объектах критической информационной инфраструктуры, а также услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения, осуществляется с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, или с Банком России (в соответствии с его полномочиями, установленными законодательством РФ).

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311220021

РЕКЛАМА


12. Федеральный закон от 24.06.2023 г. N 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
С 1 сентября 2023 года установлена административная ответственность за неисполнение отдельных требований по распространению рекламы в сети «Интернет»

В частности, вводится ответственность за распространение рекламы в сети «Интернет» без присвоенного оператором рекламных данных соответствующей рекламе идентификатора рекламы либо нарушение требований к его размещению при распространении рекламы в сети «Интернет». Штраф за распространение интернет-рекламы без идентификатора или с нарушением требований к его размещению можеьт накладываться для должностных лиц в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб., а для компаний — от 200 тыс. до 500 тыс. руб.
Кроме того, установлены штрафы за нарушение порядка информирования Роскомнадзора о распространенной интернет-рекламе.

http://publication.pravo.gov.ru/Docum...2306240012


13. Письмо ППК «Роскадастр» от 23.10.2023 г. № 18-0085/23@ «О маркировке информации в качестве рекламы»
Даны разъяснения по вопросу маркировки информации в качестве рекламы
Сообщается, в частности, что не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, а также на страницах производителя или продавца данных товаров в социальных сетях в Интернете, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или соответствующей страницы в социальной сети об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, и т.п.

В случае если данные сведения направлены не столько на информирование потребителя о деятельности компании, сколько на привлечение внимания к конкретному лицу, его услуге и их выделение среди однородных работ, услуг (например, путем размещения стационарного баннера, размещаемого на каждой странице сайта и не связанного с содержанием таких страниц, всплывающего окна и т.п.), такая информация может быть признана рекламой и на такую информацию распространяются требования Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе». По мнению ФАС России, аналогичный подход применяется и к информации о деятельности компании, размещаемой в социальных сетях.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_461766/

14. Приказ ФАС России от 14.11.2023 г. N 821/23 «Об утверждении руководства по соблюдению обязательных требований «Понятие рекламы»

Разъяснены обязательные требования при распространении рекламы в целях недопущения нарушений и введения в заблуждение потребителей

В документе содержатся определения понятий «реклама», «объект рекламирования», «спонсорская реклама», «социальная реклама», проводится разграничение рекламы и информационных сообщений оператора связи, информационных материалов, а также отмечается, что Закон «О рекламе» не распространяется на упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

https://fas.gov.ru/attachment/730230/download?1699949694&ysclid=lpb00cl28t277537858

15. Рекомендации по размещению идентификатора рекламы (erid) в разных форматах интернет-рекламы (подготовлены Роскомнадзором)

Ведомство разъяснило, как размещать идентификатор рекламы, привело примеры его оформления для контента разных типов (подкастов, аудиорекламы, видеотрансляций и т.д.).

https://rkn.gov.ru/docs/Rekomendacii_po_razmeshheniju_identifikatora_reklamy_final_22112023.pdf

16. Информация Роскомнадзора от 22.11.2023 г. «Роскомнадзор разработал памятку «Рекомендации по размещению идентификатора рекламы»

Роскомнадзор представил рекомендации по размещению идентификатора рекламы

Рассмотрены способы размещения идентификатора (в том числе в кликовой ссылке, текстовом блоке, на изображении и на видео), отдельные примеры и ключевые ошибки.

https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74777.htm

17. Письмо Федеральной антимонопольной службы России от 20 сентября 2023 г. N 08/76261/23 «Об информации в сети «Интернет»

ФАС напомнила, когда не считаются интернет-рекламой сведения о товарах разных изготовителей

Информация о товарах разных производителей, которую продавец разместил в интернете, - не реклама, если эти сведения извещают посетителей об ассортименте, условиях покупки, ценах, скидках и правилах пользования. Мнение ФАС касается публикаций на сайте продавца, на его страницах в социальных сетях и в мобильном приложении.

Аналогичный подход распространяется на информацию о деятельности компании, ее акциях, мероприятиях, партнерах и т.п.

Если сведения опубликовали, чтобы привлечь внимание к конкретному продукту и выделить его среди однородных товаров, эти данные могут признать рекламой. Пример - стационарный баннер разместили на всех страницах, хотя он не связан с их содержанием.
Ранее ФАС уже приходила к сходным выводам.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_462173/

ДОВЕРЕННОСТЬ


18. Информация с сайта ФНС России от 20.11.2023 г. «В личных кабинетах юридического лица и индивидуального предпринимателя появился раздел с доверенностями»

Раздел «Доверенности» появился в сервисах «Личный кабинет налогоплательщика ЮЛ» и «Личный кабинет налогоплательщика ИП».

В этом разделе будут размещены доверенности для взаимодействия с налоговыми органами, где пользователь является доверителем либо доверенным лицом, с разделением на соответствующие вкладки «Доверитель» и «Представитель» с удобной фильтрацией. Визуализируется карточка доверенности с детализацией данных и актуальным статусом по ней.

В перечне будут визуализироваться бумажные доверенности, поданные непосредственно в налоговом органе или направленные по почте, и электронные, созданные по утвержденному Федеральной налоговой службой формату и поданные через оператора ЭДО. Также в разделе будут размещены машиночитаемые доверенности, поданные через ЦПРР.

При необходимости пользователь личного кабинета может отозвать свою электронную доверенность. Для отмены бумажных доверенностей необходимо обращаться лично в налоговый орган.

https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/14010037/

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ


19. Информация с сайта Президента РФ от 22.11.2023 г.

Мораторий на внеплановые проверки многих юридических лиц и ИП: президент предложил продлить меру на 2024 год
В новом году хотят продолжить проводить внеплановые контрольно-надзорные мероприятия по сокращенному числу оснований.

Речь идет о продлении срока действия антикризисной нормы, которая разрешает проводить такие мероприятия в том числе по согласованию с прокуратурой, например:

- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований;
- при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.

То же касается внеплановых проверок по Закону о защите прав юридических лиц и ИП.
Пока мораторий действует до конца 2023 года.

http://kremlin.ru/events/president/news/72788

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ


20. Проект Федерального закона N 502104-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
По Проекту за действия (бездействие) оператора, из-за которых произошла незаконная передача, в частности, личной информации о людях в количестве от 1 тыс. до 10 тыс. человек, грозит штраф (абз. 6 и 7 пп. "в" п. 2 ст. 1 проекта):

- для должностных лиц – от 800 тыс. до 1 млн руб.;
- организаций – от 3 млн до 5 млн руб.

На те же суммы предлагают штрафовать в случае утечки от 10 тыс. до 100 тыс. идентификаторов, по которым можно определить физлиц.

Также планируют значительно повысить штрафы для тех, кто не уведомил Роскомнадзор о намерении обрабатывать персональные данные или сделал это не в срок. Должностное лицо заплатит от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а юридическое лицо – от 100 тыс. до 300 тыс. руб. (абз. 2 и 3 пп. "в" п. 2 ст. 1 проекта).

https://sozd.duma.gov.ru/bill/502104-8?ysclid=lpwh01unep163447655

21. Проект Федерального закона N 502113-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»

В Госдуму внесен законопроект об уголовной ответственности за незаконное использование компьютерной информации, содержащей персональные данные

В частности, согласно законопроекту, незаконные использование и (или) передача (распространение, предоставление, доступ), сбор и (или) хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные, полученной путем неправомерного доступа к средствам ее обработки, хранения или иного вмешательства в их функционирование, либо иным незаконным путем, наказывается штрафом в размере до 300 тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В том числе предусматривается повышенная ответственность за преступления, если они сопряжены с трансграничной передачей компьютерной информации, содержащей персональные данные, повлекли тяжкие последствия, либо были совершены организованной группой.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/502113-8?ysclid=lpwhbcjnll286069945

СКАЧАТЬ ДАЙДЖЕСТ: https://consulting.aoreestr.ru/upload/2023/news_law/news_law_13_12_2023.pdf
Ермакова Эльвира Алексеевна
Автор статьи
Ермакова Эльвира Алексеевна
Заместитель генерального директора, руководитель практики корпоративного консалтинга Стаж работы 26 лет
Связаться
АО «Реестр-Консалтинг» оказывает услуги по привлечению и защите от привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности в процедуре банкротства.