Новости российского законодательства за период с 12 марта по 11 апреля 2025 г.

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

1.Федеральный закон от 20.03.2025 N 35-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Крупные АО в 2025 году могут проводить годовое заседание общего собрания акционеров с дистанционным участием без закрепления в уставе.

Согласно поправкам, акционерное общество с числом акционеров более 1 миллиона, уставом которого не предусмотрено положение о возможности проведения заседания общего собрания акционеров с дистанционным участием без определения места его проведения и возможности присутствия в этом месте, вправе в 2025 году провести годовое заседание общего собрания акционеров с дистанционным участием без определения места его проведения и возможности. присутствия в этом месте.

http:/publication.pravo.gov.ru/document/0001202503200004


2.Проект Федерального закона N 876952-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В законе об ООО предлагается закрепить возможность выкупа доли участника общества по рыночной цене.

В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что действующие положения гражданского законодательства, регулирующие корпоративные отношения в части выплаты действительной стоимости доли, принадлежащей участнику общества в случае его выхода из общества и кредиторам участника общества в случае обращения взыскания на долю, нередко вызывают споры, которые выражены в несогласии лица, которому подлежит выплата действительной стоимости доли, с определяемым обществом размером этой стоимости.

В связи с этим предлагается закрепить, что действительная стоимость доли или части доли участника общества в уставном капитале общества определяется и выплачивается обществом в размере рыночной стоимости, если об этом заявлено лицом, которому она должна быть выплачена. Для этого участнику общества необходимо направить обществу соответствующее заявление.

В случае направления такого заявления не допускается установление действительной стоимости доли участника общества в размере ином, чем размер рыночной стоимости.

Рыночную стоимость доли будет устанавливать оценщик, которого может привлечь как само общество, так и лицо, которому должна быть выплачена действительная стоимость доли.

Споры об установлении и выплате действительной стоимости доли или части доли участника общества в размере рыночной стоимости можно будет передать на рассмотрение суда только в случае, если было направлено вышеназванное заявление.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/876952-8


3.Письмо ФНС России от 04.04.2025 N КВ-4-1/3572@ «Об уведомлениях о непредставлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Разъяснены особенности применения временного порядка раскрытия и предоставления информации некоторыми хозяйственными обществами

Сообщается, что ряд организаций, указанных в пунктах 1 и 2 Указа Президента РФ от 27.01.2025 N 73 "О временном порядке раскрытия и предоставления информации хозяйственными обществами, являющимися экономически значимыми организациями, и некоторыми иными лицами" (далее - Указ), не раскрывают и (или) не предоставляют информацию, подлежащую раскрытию и (или) предоставлению на основании требований законодательства РФ, в том числе Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Обозначенные организации в соответствии с подпунктом а) пункта 2 Указа уведомляют ФНС России о том, что на них распространяется действие Указа. В ответ на уведомление ФНС России направляет в организацию, представившую уведомление, запрос о необходимости представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности на бумажном носителе.

Центральный аппарат ФНС России по мере поступления уведомлений и отчетности от организаций будет информировать территориальные налоговые органы по месту нахождения организаций о поступлении указанных сведений.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_502756/


ОБЩАЯ ИНОРМАЦИЯ

4.Федеральный закон от 01.04.2025 N 49-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» С 1 января 2026 года изменятся правила рассмотрения апелляционных жалоб в гражданском судопроизводстве.

Внесенными в ГПК РФ изменениями судам апелляционной инстанции передаются полномочия по разрешению вопросов приемлемости апелляционных жалоб. Подавать апелляционную жалобу, как и раньше, необходимо через суд, принявший решение.

Предусмотрены также следующие нововведения:
 

  • заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока нужно будет подавать в суд апелляционной инстанции. Одновременно с подачей заявления должно быть совершено необходимое процессуальное действие (подана жалоба, представлены документы), в отношении которого пропущен срок;
  • суд рассмотрит указанное заявление в пятидневный срок со дня его поступления без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле;
  • до истечения срока обжалования лица, участвующие в деле, вправе представить возражения относительно апелляционной жалобы в суд первой инстанции, а по истечении срока обжалования - в суд апелляционной инстанции;
  • нельзя будет обжаловать определение о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы. Определение об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока можно будет обжаловать в кассационный суд общей юрисдикции, кассационный военный суд.
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202504010020


5.Федеральный закон от 07.04.2025 N 72-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»и Федеральный закон «О рекламе».

С 1 сентября 2025 года вступает в силу закон о запрете распространения рекламы на информационных ресурсах нежелательных организаций.

Согласно закону не допускается распространение рекламы на информационных ресурсах иностранной или международной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ, общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности" или Федеральным законом "О противодействии терроризму", а также на других информационных ресурсах, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202504070018


6.Федеральный закон от 07.04.2025 N 69-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Установлен запрет на навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг).

В статью 16 Закона "О защите прав потребителей" внесены изменения, согласно которым продажа дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) за отдельную плату осуществляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) исключительно с согласия потребителя, которое должно быть оформлено в письменном виде.

Запрещается навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату до заключения основного договора. Не допускается проставление продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) автоматических отметок о согласии потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) или выражение такого согласия за потребителя.

Также продавцу запрещается формировать условия, предполагающие изначальное согласие потребителя на приобретение дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг).

Закреплено право потребителя отказаться от оплаты навязанных дополнительных товаров (работ, услуг), а если они оплачены - потребовать от продавца возврата уплаченной суммы за проданные без его согласия дополнительные товары (выполненные дополнительные работы, оказанные дополнительные услуги).

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202504070015


7.Федеральный закон от 01.04.2025 N 41-ФЗ «О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Подписан закон о мерах по противодействию телефонному мошенничеству и мошенничеству, совершаемому с использованием сети «Интернет».

В частности, законом:

  • вводится обязательная маркировка звонков от организаций;

  • служащим Банка России, сотрудникам государственных органов, банков и операторов связи и иным субъектам запрещается общаться с гражданами через иностранные мессенджеры;

  • устанавливается запрет на передачу SIM-карт третьим лицам, за исключением членов семьи и близких родственников абонента;

  • предусматривается право абонента отказаться от получения рассылок и массовых вызовов;

  • для граждан вводится возможность установления запрета на заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи без личного присутствия. Запрет можно будет установить через Единый портал госуслуг или при обращении в МФЦ, а снять - только при личном посещении МФЦ.

Кроме этого, закреплены мероприятия по противодействию выдаче наличных без добровольного согласия клиента с использованием банкоматов. Так, кредитная организация должна ограничить на 48 часов выдачу наличных денежных средств на сумму не более 50 тысяч рублей в сутки через банкомат, если выявит признаки выдачи денежных средств без добровольного согласия клиента, а также ограничить выдачу наличных денежных средств с использованием банкоматов до 100 тысяч рублей в месяц, если от Банка России поступит информация о случаях или попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента.

Предусмотрены и иные нововведения, направленные на защиту от противоправных деяний, совершаемых с использованием информационных технологий.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2025 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202504010010


8.Федеральный закон от 07.04.2025 N 58-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Подписан закон о переходе критической информационной инфраструктуры РФ на использование российского программного обеспечения.

Закреплена обязанность субъектов критической информационной инфраструктуры, которым принадлежат значимые объекты критической информационной инфраструктуры, использовать на таких объектах программное обеспечение:

  • сведения о котором включены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных;
  • которое используется в соответствующих требованиям о защите информации, установленным положениями Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", государственных информационных системах, иных информационных системах государственных органов, государственных унитарных предприятий, государственных учреждений.
Правительство определит требования к используемым на значимых объектах критической информационной инфраструктуры программно-аппаратным средствам и установит порядок и сроки перехода субъектов критической информационной инфраструктуры на использование российского ПО.

Также внесенными изменениями совершенствуется механизм категорирования объектов критической информационной инфраструктуры РФ.

Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202504070004


9.Указ Президента РФ от 07.04.2025 N 214 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 г. N 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

Внесены уточнения в запрет органам государственной власти и отдельным видам юридических лиц использовать иностранное программное обеспечение на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры.

Согласно внесенным изменениям указанное иностранное программное обеспечение запрещается использовать, если иное не установлено федеральным законом.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202504070002


10. Информационное сообщение Росфинмониторинга от 31.03.2025 г. «О повышении внимания организаций - участников антиотмывочной системы к вопросам противодействия финансированию терроризма, экстремистской деятельности и распространения оружия массового уничтожения».

Организациям и ИП, осуществляющим операции с денежными средствами, даны рекомендации по проверке своих клиентов на предмет наличия в перечнях организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или причастных к экстремистской деятельности.

Сообщается, что проверка клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев на предмет наличия их в перечнях организаций и физических лиц, связанных с терроризмом или с распространением оружия массового уничтожения, составляемых в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН, и перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности и терроризму, должна проводиться оперативно как при приеме на обслуживание клиента, так и в ходе его обслуживания (при публикации новых редакций перечней).

Кроме того, не реже одного раза в 3 месяца требуется уведомление Росфинмониторинга о результатах проверки клиентов на предмет наличия их в перечнях. Необходимость такого уведомления определена законом независимо от наличия/отсутствия клиентов на обслуживании, а также факта выявления/невыявления среди них лиц, указанных в перечнях (в отношении которых применены меры по замораживанию операций).

https://www.fedsfm.ru/news/8640


АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

11.Федеральный закон от 07.04.2025 N 59-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

С 1 июля 2025 года вступает в силу закон об электронном документообороте и дистанционном участии в производстве по делам об административных правонарушениях.

В частности, согласно закону заявление, ходатайство, жалоба, протест и иные документы, изготовленные в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, а также прилагаемые к ним документы могут быть поданы участником производства по делу об административном правонарушении в суд посредством Единого портала госуслуг, либо информационной системы, определенной Верховным Судом РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, либо систем электронного документооборота участников производства по делам об административных правонарушениях с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Также в том числе закрепляется порядок участия в рассмотрении дела об административном правонарушении путем использования системы веб-конференции.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202504070005


12. Проект Федерального закона N 883708-8 «О внесении изменений в статью 32-2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Бизнес сможет чаще уплачивать ряд штрафов со скидкой 50% – проект внесен в Госдуму.

Льготу по многим штрафам хотят распространить на случаи, когда государство выявляет нарушения при любом контроле или надзоре. Речь идет о наказании по КоАП РФ за несоблюдение требований к предпринимательской и другой экономической деятельности. Новшество заработает через 10 календарных дней после опубликования закона.

Изменение подготовили с подачи КС РФ. В 2024 году он отметил: суды часто соглашались с применением скидки, только если штраф назначили в результате надзорных мероприятий по Закону о госконтроле или Закону о защите прав юридических лиц и ИП. Конституционный суд распространил послабление на ситуации, когда нарушения выявляет прокуратура, и посоветовал расширить перечень случаев его использования.

Напомним, льготу нельзя применить при недобросовестной конкуренции, незаконном вознаграждении от имени юридического лица и т.д. Есть и другие условия. Одно из них такое: перевести деньги надо не позже 20 календарных дней с даты, когда вынесли постановление о наказании.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/883708-8


13. Проект Федерального закона N 882699-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

В Госдуму внесены поправки касательно устранения недостатков в протоколе о правонарушении при рассмотрении дела.

Если недостатки в протоколе об АП обнаружат при рассмотрении дела, то документ вернут для корректировки, в частности, органу, должностное лицо которого составило протокол. Об этом вынесут определение. Речь идет о ситуациях, когда документ составили неверно либо это сделало неправомочное лицо (п. 3 проекта).

В день вынесения определения его копию с материалами дела направят в том числе потерпевшему и предполагаемому нарушителю. Они и ряд иных лиц смогут обжаловать акт в течение суток с момента получения. Подать жалобу нужно будет в адрес того, кто вынес определение (пп. "в" п. 4, абз. 2 пп. "в" п. 6, п. п. 7 и 8 проекта).

Есть и другие новшества. Планируется, что поправки вступят в силу через 10 календарных дней после опубликования закона.

Сейчас вернуть протокол об АП для устранения недостатков можно при подготовке к рассмотрению дела. Сделать это в ходе производства по нему уже нельзя.

Проект подготовили с подачи КС РФ. Он выявил проблему: если в протоколе об АП нет подписи составителя, судья не может устранить такой недостаток и вынужден прекратить производство по делу. В этой части КС РФ установил временное правило. Судья вызывает составителя протокола в заседание, чтобы подтвердить, что именно это должностное лицо оформило документ, и продолжить разбирательство.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/882699-8


14.Федеральный закон от 07.04.2025 N 60-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

С 1 июля 2025 года вступает в силу закон об уточнении порядка направления процессуальных документов в электронном виде.

Согласно закону, порядок направления органами и должностными лицами, уполномоченными осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, процессуальных документов посредством Единого портала госуслуг, через размещенный на официальном сайте государственного органа в сети "Интернет" личный кабинет юрлица или ИП и посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также требования к формату таких документов устанавливаются Правительством РФ.

Порядок подачи (направления) в суд документов, в том числе материалов дела об административном правонарушении в электронном виде, определяется Верховным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в пределах своих полномочий.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202504070006


15. Проект Федерального закона N 835245-8 «О внесении изменения в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части уточнения ответственности за нарушения требований о распространении информации об экстремистских и террористических организациях)».

В редакции указанного проекта федерального закона, не допускается распространение информации об организации, включенной в опубликованный перечень организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации экстремистскими.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/835245-8


ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ


16. Постановление Правительства РФ от 14.09.2023 N 1502 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре».

С 1 апреля заработал обновленный порядок отнесения объектов к категории риска.

Сотрудники МЧС теперь учитывают больше данных, чтобы в рамках пожарного госконтроля определить категорию риска по ряду объектов защиты. Новые параметры – риски повреждения имущества из-за пожара (допустимый и ожидаемый).

Изменения касаются государственных и муниципальных объектов, а также объектов, где хоздеятельность ведут как минимум 2 контролируемых лица.

Допустимый материальный риск определяют на основании сведений о средней цене основных фондов организации. Они берутся из данных госстатистики.

Величину ожидаемого материального риска рассчитывают исходя из вероятности возникновения пожара с последствиями для имущества в период ежегодного мониторинга и материального ущерба на объектах защиты в этот же период.

Закреплено также, как устанавливать:

  • величину недопустимого материального ущерба от пожара;
  • показатель тяжести потенциальных материальных негативных последствий пожаров;
  • интегральный показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров.
Категория риска объекта защиты влияет на то, как часто проводят контрольные (надзорные) мероприятия.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202309220044


17. Федеральный закон от 01.04.2025 N 56-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности при проектировании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, лицом, аттестованным на право проектирования указанных средств.

Предусмотрены повышенные санкции за повторное совершение указанного административного правонарушения.

Также определено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.16, частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьями 19.20 и 20.4 КоАП РФ, могут быть возбуждены органом, осуществляющим федеральный государственный пожарный надзор, без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случаях, если в имеющихся или поступивших материалах, сообщениях, заявлениях, в том числе о связанных с пожарами преступлениях и происшествиях, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1, частями 2 и 3 статьи 19.20 КоАП РФ, могут быть возбуждены без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лицензиатов, осуществляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в случае если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, установлены по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202504010021

Для консультации обращайтесь через любые удобные каналы связи — телефон, email или формы на сайте.
user
Новокрещенова Людмила Григорьевна
Заместитель генерального директора
Получить консультацию
Получить консультацию