Новости российского законодательства за период с 11 июня по 10 июля 2024 г.

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

1. Федеральный закон от 22.06.2024 № 152-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Настоящим Законом введены административные штрафы за нарушение требований законодательства, устанавливающего особенности регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями


Неисполнение лицами, косвенно владеющими акциями (долями в уставном капитале) такой организации, принадлежащими иностранной холдинговой компании, и являющимися гражданами и (или) резидентами РФ, обязанности по направлению заявления, содержащего информацию, необходимую для вступления в прямое владение такими акциями (долями в уставном капитале) в соответствии с Федеральным законом от 04.08.2023 N 470-ФЗ, после направления предписания уполномоченного органа, а также неисполнение или несвоевременное исполнение органами управления экономически значимой организации обязанностей, которые возложены на них в соответствии со статьей 12 данного закона, повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 200 тысяч до 400 тысяч рублей; на должностных лиц - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей; на юридических лиц - от 500 тысяч до 700 тысяч рублей.
Настоящий закон вступил в силу со дня его официального опубликования.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202406220011?ysclid=lxsv4daosf862408377

2. Указ Президента РФ от 02.07.2024 N 569 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 27 января 2024 г. N 73 "О временном порядке раскрытия и предоставления информации хозяйственными обществами, являющимися экономически значимыми организациями, и некоторыми иными лицами"
Настоящим Указом уточнен временный порядок раскрытия и предоставления информации экономически значимыми организациями и другими лицами

В частности, экономически значимые организации (ЭЗО) обязаны направить уведомление в Банк России или Минэкономразвития о наличии (отсутствии) иностранных лиц, прямо или косвенно владеющих акциями (долями в уставном капитале) ЭЗО, с указанием размера доли иностранного владения. В случае если ЭЗО являются публичными акционерными обществами, акции которых допущены к организованным торгам, направление такой информации в отношении лиц, владеющих менее чем 5 процентами акций такого общества, не требуется.
Кроме того, не вправе запрашивать информацию, раскрытие и (или) предоставление которой не осуществляются, требовать ее раскрытия и (или) предоставления третьи лица, в том числе органы местного самоуправления, кредитные и некредитные финансовые организации, лица, оказывающие профессиональные услуги на финансовом рынке, нотариусы, аудиторские организации, органы государственной власти и иные государственные органы, за исключением предусмотренных Указом N 73 случаев.
До внесения изменений в Налоговый кодекс и Федеральный закон "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями" лица, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 7 данного закона, вправе передать право на вступление в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) либо частью акций (долей в уставном капитале) ЭЗО российским физическим и (или) юридическим лицам.
Указ вступил в силу со дня его официального опубликования.

 
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202407020018

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

3. Проект Федерального закона N 548028-8 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (в части снижения отчетной нагрузки на субъекты малого предпринимательства)   В трех чтениях принят законопроект об оптимизации сбора и представления первичных статистических данных субъектами малого и среднего предпринимательства

В частности: на Правительство РФ возлагаются полномочия по утверждению перечня первичных статистических показателей и периодичности их сбора, а также порядка и периодичности проведения выборочных федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП; предусматривается, что сплошные федеральные статистические наблюдения за деятельностью субъектов среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет; вводится запрет на сбор информации у субъектов малого предпринимательства, не предусмотренной перечнями первичных статистических показателей, при этом в целях предотвращения ухудшения геополитической или экономической ситуации, оказывающей влияние на развитие отраслей экономики, а также в условиях чрезвычайной ситуации Правительство РФ будет вправе устанавливать особенности сбора информации у субъектов малого предпринимательства, предусматривающие в том числе частичную или полную отмену указанного запрета.

В целях информационного обеспечения официального статистического учета предусматривается создание государственной информационной системы "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных", посредством которой будет обеспечиваться в том числе формирование официальной статистической информации на основе первичных статистических данных и административных данных в соответствии с официальной статистической методологией, ведение личного кабинета респондента, уведомление респондента о проведении в отношении него федерального статистического наблюдения, формирование и ведение единых реестров, справочников и классификаторов в сфере официального статистического учета.

Порядок функционирования государственной информационной системы "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных" устанавливается Правительством РФ. Субъекты официального статистического учета вправе создавать, развивать и эксплуатировать информационные системы, в которых осуществляются сбор, обработка и хранение первичных статистических данных, административных данных и формирование официальной статистической информации, при этом они должны быть интегрированы с государственной информационной системой "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных".

Также определено, что федеральное статистическое наблюдение проводится в том числе в отношении физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой. Указанные респонденты обязаны будут безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности либо частной практики и необходимые для осуществления официального статистического учета, в том числе сведения, составляющие государственную тайну, и сведения, составляющие коммерческую тайну.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/548028-8

4. Постановление Конституционного суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности статьи 183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации

Конституционный суд признал ст. 183 Арбитражного процессуального кодекса неконституционной в той мере, в которой она позволяет судам произвольно определять срок для обращения в суд с заявлением об индексации присужденных денежных сумм.

Конституционный суд РФ потребовал внести изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, установив предельный срок на обращение за индексацией взысканных через суд долгов. Пока поправок нет, согласно опубликованному в четверг постановлению КС РФ, на это отводится не более одного года со дня погашения задолженности.

https://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision764990.pdf

5. Проект Федерального закона N 657699-8 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"
В Госдуму внесен законопроект, совершенствующий механизм апелляционного обжалования в гражданском судопроизводстве

Законопроектом предлагается передать судам апелляционной инстанции полномочия по разрешению вопросов приемлемости апелляционных жалоб. На данный момент указанные вопросы решаются судом первой инстанции, вынесшим обжалуемое судебное постановление.

В пояснительной записке к документу отмечено, что предложенная им процессуальная модель позволит исключить пересмотр в апелляционном порядке значительного количества определений судов первой инстанции, которые сейчас выносятся по вопросам приемлемости апелляционных жалоб, что в первую очередь повлияет на сокращение сроков судопроизводства.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/657699-8

6. Проект Федерального закона № 594114-8 «О внесении изменения в статью 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (об уточнении порядка исчисления срока обжалования)

Поправки, согласно которым общий срок обжалования постановлений об административных правонарушениях хотят исчислять иначе, прошли первое чтение
По проекту подать жалобу на постановление по делу об АП можно в течение 10 календарных дней с даты вручения или получения копии постановления. Таким образом, если окончание срока выпадет на нерабочий день, последней датой срока станет следующий рабочий день. Сейчас срок исчисляют в сутках.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/594114-8

7.Федеральный закон от 22.06.2024 № 158-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 11 и 15 Федерального закона «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации»

С 1 октября 2024 года решение о признании сайта в сети «Интернет» копией ресурса, заблокированного за нарушение авторских или смежных прав, будет принимать Роскомнадзор
На данный момент полномочия по принятию такого решения осуществляет Минцифры.

Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Предусмотрены и иные поправки.

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок их вступления в силу.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202406220017

8.Проект Федерального закона № 538767-8 «О внесении изменений в статьи 61-17 и 189-96 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и статьи 19 и 39 Федерального закона «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» (в части совершенствования порядка погашения требований кредиторов)

В Законе, принятом Государственной Думой в третьем чтении,  закреплено, что кредиторы могут изменить способ распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности с продажи на уступку. Условие – право требования не реализовали на торгах в форме публичного предложения.
Арбитражный управляющий уведомит кредиторов о такой возможности через Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение 10 рабочих дней после завершения торгов. На принятие решения кредиторам отведут 10 рабочих дней со дня публикации сообщения в реестре. Чтобы воспользоваться правом, кредитору потребуется направить управляющему заявление.

Через 20 рабочих дней с даты публикации управляющий представит в суд новый отчет о результатах выбора кредиторами способов распоряжения правом. По этому документу суд заменит взыскателя на кредиторов, которые выбрали уступку. На имя каждого из них суд выдаст исполнительный лист с указанием размера и очередности погашения требования.

Если право требования не реализовали на торгах до дня вступления в силу закона, конкурсные управляющие в течение 30 рабочих дней с этой даты известят кредиторов о возможности изменить способ распоряжения правом. Речь идет о случаях, когда его не выставляли на новые торги и не публиковали сообщение о его продаже.

Закон направлен  на утверждение в Совет Федерации.
   

https://sozd.duma.gov.ru/bill/538767-8


9. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336»

Минэкономразвития предложило новые основания для внеплановых проверок бизнеса в 2024 году
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия и проверки по согласованию с прокуратурой предлагают проводить, если юридические лица или ИП не уведомили проверяющих о начале ведения бизнеса, хотя обязаны были это сделать (пп. "а" п. 1 проекта изменений).

Не понадобится согласование (пп. "б" п. 1 проекта изменений):
- для внеплановых проверок (мероприятий), если контролеры получили от федеральных органов безопасности сведения об угрозе или причинении вреда обороне страны, терактах и др.;
- внеплановых документарных проверок в рамках федерального контроля за применением ККТ.

До конца 2024 года внеплановые проверки (мероприятия) проводят только по определенному перечню оснований.

Кроме того, до 2030 года разрешат выдавать предписания по итогам бесконтактных контрольных мероприятий. Это будет возможно в том числе при наблюдении за выполнением требований в области связи, обработки персональных данных, применения ККТ (пп. "а" и "б" п. 3 проекта изменений).

Сейчас нельзя выносить предписание по итогам мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, кроме двух случаев.

Общественное обсуждение проекта завершат 19 июля.

https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202407/09/iddoc_283132_idnews_54112_Proekt_w-8.pdf

10. Приказ ФНС России от 03.07.2024 N ЕД-7-31/522@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 24.03.2023 N ЕД-7-31/181@ "Об утверждении Методики проведения оценки юридического лица на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица" АИС "Налог-3" (с учетом внесенных изменений)"

Обновлена методика проведения оценки финансово-хозяйственного состояния юридических лиц на базе интерактивного сервиса "Личный кабинет налогоплательщика юридического лица"

Проведение оценки осуществляется по запросу юридического лица о предоставлении выписки, направляемому через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

В ЛКН предусмотрен выбор шаблона выписки (формы приведены в приложениях к приказу).

Методика предусматривает проведение двухэтапной оценки юридического лица, от которого поступил запрос, в соответствии с определенными критериями (это, в частности, отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджет, отсутствие сведений о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, масштаб деятельности организации в зависимости от объема выручки, налоговая нагрузка и пр.).
https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/15045945/

11. Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»

По Проекту продавцам, исполнителям и владельцам агрегаторов запретят проставлять автоматические отметки о согласии потребителя на платное предоставление дополнительных товаров, работ или услуг.

Правило вступит в силу 1 сентября 2025 года.
Ему придадут обратную силу (абз. 6 п. 2 ст. 1 и ст. 2 проекта).

Также уточнят, что нельзя:
- выражать за потребителя согласие в другом виде;
- создавать условия, по которым он изначально подтверждает намерение приобрести дополнительные товары, работы либо услуги.
Кроме того, в руководстве по соблюдению обязательных требований Роспотребнадзор приводил как пример недобросовестных практик автоматическое проставление галок в заявлениях о заключении договоров.

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=148414

РЕКЛАМА

12. Проект Федерального закона N 652920-8 «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и статьи 5 и 38 Федерального закона «О рекламе»

В Госдуму внесен Законопроект о запрете распространения рекламы на информационных ресурсах нежелательных и запрещенных организаций
Необходимость принятия законопроекта объясняется продолжающейся финансовой активностью при движении доходов от распространяемой рекламы в пользу владельцев таких информационных ресурсов, иных заинтересованных лиц, как правило не являющихся резидентами Российской Федерации и осуществляющих провокационную деятельность и недоброжелательные действия в отношении ее интересов.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/652920-8?ysclid=lxsvhrxa35404794533

13. Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" (не внесен в ГД ФС РФ)
Проектом планируется наделить антимонопольный орган правом выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства о рекламе

Проектом предусматриваются сведения, которые должно содержать предупреждение. Предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения законодательства о рекламе антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Предлагаемыми поправками также, в том числе:
- устанавливается перечень информации, которая не относится к рекламе (например, информация о товаре, его производителе или продавце, размещенная на информационном ресурсе продавца такого товара или владельца агрегатора информации об однородных товарах, не содержащая сведений рекламного характера);
- уточняются требования к рекламе алкогольной продукции.

https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=148726

ТРУДОВОЕ ПРАВО

14. Проект Федерального закона № 625769-8 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (о совершенствовании правового регулирования федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства, особенностей деятельности частных агентств занятости, а также временного перевода на другую работу по направлению органов службы занятости населения)

Комплексные изменения в ТК РФ приняты в первом чтении

 
В ТК РФ хотят закрепить особенности временного перевода специалиста к другому работодателю, механизм противодействия формированию долгов по зарплате, положение об отпуске инвалидов. Планируют, что изменения вступят в силу 1 сентября 2024 года.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/625769-8

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

15. Указ Президента РФ от 13.06.2024 N 500 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 1 мая 2022 г. N 250 "О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации"

Настоящим Указом с 1 января 2025 г. органам (организациям) запрещается пользоваться сервисами (работами, услугами) по обеспечению информационной безопасности, предоставляемыми организациями из недружественных стран

Также на ФСБ России возложены полномочия по установлению требований к центрам государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ, определению порядка их аккредитации, в том числе порядка приостановления процедуры аккредитации, приостановления действия аккредитации и отзыва аккредитации, а также установлению требований к аккредитованным центрам и осуществлению контроля за их деятельностью.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202406130032

Для консультации обращайтесь через любые удобные каналы связи — телефон, email или формы на сайте.
user
Новокрещенова Людмила Григорьевна
Заместитель генерального директора
Получить консультацию
Получить консультацию