Новости российского законодательства за период с 11 февраля по 12 марта 2025 г.
КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО
1. Федеральный закон от 08.08.2024 N 287-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
С 1 марта 2025 года скорректированы и дополнены правила проведения общего собрания акционеров
Внесены многочисленные терминологические изменения по тексту закона, например: словосочетание "общее собрание" в контексте заседания этого органа заменено на "принятие решения общим собранием", "заседание или заочное голосование для принятия решения общим собранием", "заседание общего собрания".
Установили нижнюю границу начала периода внесения предложений в повестку годового собрания - 1 июля отчетного года. Скорректировали верхнюю границу - по умолчанию не позднее 31 января года, следующего за отчетным.
Определены правила проведения общих собраний с дистанционным участием. Запись трансляции заседания включили в перечень информации, к которой общество обязано предоставить доступ акционерам, владеющих не менее чем 1% голосующих акций.
Установлены правила проведения общего собрания, голосование на котором совмещается с заочным голосованием. На таком собрании можно принимать решения, которые запрещены, если проводится только заочное голосование (например, об избрании совета директоров).
В ряде случаев совмещение голосования на общем собрании с заочным голосованием обязательно:
- в случае проведения общего собрания в публичном обществе;
- в случае, если число владельцев голосующих акций в непубличном обществе 50 и более;
- в случае, если такой способ голосования закреплен в уставе непубличного общества.
Устав непубличного общества может содержать отличные от Закона об АО и актов ЦБ РФ положения о подготовке к заседанию или заочному голосованию, их проведению, принятию решения собранием. Эти правила не должны препятствовать акционерам участвовать в собрании и получать информацию о заседании (голосовании). Кроме того, нельзя изменить границы срока проведения годового заседания.
С 1 марта 2025 года изменены нормы, устанавливающие порядок принятия решений советом директоров и коллегиальным исполнительным органом АО
В частности, закреплена возможность проведения дистанционных заседаний совета директоров (в том числе без предоставления возможности оффлайн-участия). Уточнено содержание протокола заседания совета.
Голосование на заседании совета директоров, а также коллегиального исполнительного органа может совмещаться с заочным голосованием. Запрет на такую форму голосования может быть установлен уставом или внутренним документом общества.
С 1 марта 2025 года закреплен порядок принятия решений советом директоров ООО
Орган может принимать решения на заседаниях (в т.ч. с дистанционным участием) или путем заочного голосования. Заседание с дистанционным участием допускается организовать как с возможностью личного присутствия в месте его проведения, так и без определения такого места.
Кворум для принятия решения составляет не менее 1/2 от числа избранных членов совета. Это значение можно увеличить в уставе. По общему правилу заседание можно совместить с заочным голосованием.
По итогам заседания или заочного голосования нужно оформить протокол. Срок - не позже 3 календарных дней после заседания или окончания приема документов от членов совета (при заочном голосовании). Установлены требования к содержанию протокола.
С 1 марта 2025 года скорректированы и дополнены правила проведения общих собраний участников ООО
Внесены многочисленные терминологические изменения по тексту закона.
Определено, что выборы председательствующего на заседании проводятся только в том случае, если в обществе нет совета директоров (наблюдательного совета). Если есть, то председательствующим выступает председатель такого совета.
Внесены нормы о бюллетенях для голосования.
Урегулирован порядок проведения заседаний общего собрания с дистанционным участием. По требованию участника общество обязано обеспечить доступ к записи трансляции дистанционного собрания.
Установлены правила проведения заседаний, совмещенных с заочным голосованием. Такие заседания могут проводиться в случаях, предусмотренных уставом, а также по единогласному решению всех участников общества. На заседаниях в рассматриваемом формате допускается утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Скорректирован перечень вопросов, связанных с подготовкой, проведением и подведением итогов собрания, по которым в уставе можно закрепить правила, отличные от правил, установленных в законе.
Введена отдельная статья, посвященная протоколу общего собрания ООО. В ней регламентированы такие вопросы:
- срок и форма составления протокола, лицо, которое его подписывает;
- содержание протокола;
- срок направления копии протокола участникам;
- особенности заполнения протокола в случае, если общее собрание не состоялось.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2025 № 220 "Об определении критериев, которым должно соответствовать акционерное общество для применения положений Федерального закона "Об акционерных обществах", связанных с принятием решений общим собранием акционеров акционерного общества, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 36 Федерального закона от 26 декабря 2024 г. № 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Чтобы до конца 2025 года общее собрание акционеров могло принимать решения только заочным голосованием (без заседания) независимо от требований Закона об АО, компания должна отвечать одним из критериев:
- быть в перечне тех, кто вправе сам определять состав (объем) информации к раскрытию или предоставлению;
- быть в списке стратегических АО;
- быть дочерним либо зависимым юридическим лицом стратегического АО и работать в регионах, где ввели максимальный или средний уровень реагирования;
- быть эмитентом акций, которые по указу президента находятся под временным управлением;
- быть в числе организаций, которые созданы для выполнения задач, поставленных перед правительством, и иметь более 500 тыс. акционеров.
3. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Крупным акционерным обществам разрешили проводить годовые общие собрания акционеров в 2025 году без совместного присутствия акционеров.
Федеральным законом от 08.08.2024 N 287-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена норма, позволяющая акционерным обществам проводить заседания общего собрания акционеров с дистанционным участием без определения места его проведения, т.е. только в онлайн-формате, в случае если это закреплено в уставе общества.
Государственная Дума РФ приняла 5 марта 2025 года сразу во втором и третьем чтении поправку в закон об акционерных обществах, которая разрешает в 2025 г. компаниям с числом акционеров от 1 млн без корректировки уставов провести годовые собрания без организации очной части.
Ст.4 принятого Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что «Акционерное общество с числом акционеров более 1 миллиона, уставом которого не предусмотрено положение о возможности проведения заседания общего собрания акционеров акционерного общества с дистанционным участием без определения места его проведения и возможности присутствия в этом месте, вправе в 2025 г. провести годовое заседание общего собрания акционеров с дистанционным участием без определения места его проведения и возможности присутствия в этом месте".
Закон направлен в Совет Федерации РФ и вступит в силу со дня официального опубликования.
https://sozd.duma.gov.ru/bill/611774-8
4. Проект Федерального закона N 797057-8 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об акционерных обществах", статью 7 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и признании утратившими силу отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации" (об уточнении требований к участию в хозяйственном обществе)" принят в первом чтении
Проектом федерального закона предлагается установить, что акционерное общество может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, при условии, что в акционерном обществе функции единоличного исполнительного органа не выполняет лицо, осуществляющее такие функции в его единственном учредителе (акционере), или его единственный учредитель (акционер), если иное не установлено федеральным законом (предлагаемая редакция абзаца второго пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Положение аналогичного характера предусматривается в отношении общества с ограниченной ответственностью (предлагаемая редакция абзаца третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Законопроектом предлагается признать утратившими силу отдельные нормы ряда федеральных законов, в которых фактически предусмотрено право соответствующего хозяйственного общества иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, и установить, что указанные проектируемые положения в части требований к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа в соответствующем хозяйственном обществе, не распространяются на хозяйственные общества, состоящие из одного лица, созданные на основании данных федеральных законов до дня вступления в силу проектируемого федерального закона (статьи 3 и 4 проекта).
Законопроект принят Государственной Думой РФ в первом чтении.
https://sozd.duma.gov.ru/bill/797057-8
5. Постановление Правительства РФ от 26.02.2025 N 228 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Уточнен срок выплаты компенсации иностранной холдинговой компании в период приостановления осуществления ею корпоративных прав в отношении ЭЗО
Кроме того, установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на обращение в арбитражный суд с заявлением о приостановлении осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав в отношении экономически значимой организации или продлении такого приостановления, а также уполномоченным на обращение в арбитражный суд с заявлением о приостановлении осуществления иностранным юридическим лицом, которое не является иностранной холдинговой компанией, связано с иностранными государствами, совершающими в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия, и которому прямо принадлежит не менее чем 5 процентов голосующих акций (долей в уставном капитале) экономически значимой организации, корпоративных прав в отношении экономически значимой организации, является федеральный орган исполнительной власти, который указан в решении Правительства РФ о включении российского хозяйственного общества в перечень экономически значимых организаций и по предложению которого принято такое решение.
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202502280056
6. Проект Федерального закона N 724347-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 32 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части регулирования деятельности органов управления общества)"
Основания для признания выбывшим члена совета директоров АО или ООО.
Законопроект содержит перечень обстоятельства, с момента наступления любого из которых члена совета директоров АО сочтут выбывшим и прекратят его полномочия:
- член совета директоров умер;
- начал действовать судебный акт, по которому его признали, в частности, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
- завершили, например, внесудебное банкротство члена совета директоров;
- общество получило от него письменное уведомление об отказе от полномочий;
- вступило в силу решение суда о дисквалификации члена совета директоров либо приговор, по которому его лишили права занимать ряд должностей или вести определенную деятельность.
Законопроект принят Государственной Думой РФ в первом чтении.
https://sozd.duma.gov.ru/bill/724347-8
7. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2025 г. № А21-6785/2023 (307-ЭС24-17957)
ВС РФ: потерпевший в хищении акций может требовать дивиденды даже после взыскания ущерба с виновного
Компания (акционер) требовала дивиденды, хотя ее не было в реестре владельцев ценных бумаг на момент определения получателей денег. Три инстанции отказали: после того, как акции компании похитили, ей возместили вред от преступления. Из-за этого компания перестала владеть ценными бумагами, правами на дивиденды и т.д.
ВС РФ отметил:
- отсутствие компании в реестре акционеров не означает, что ей нужно отказать в дивидендах;
- акционер, который восстановил корпоративный контроль, может взыскать дивиденды.
- возмещение ущерба от преступления не прекращает права потерпевшего на акции и не узаконивает передачу этих прав.
Верховный суд направил дело на новое рассмотрение.
https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/686090ff-73e2-4e23-9fa9-b797eadd8078/3fe145bc-af0e-4ccb-a102-5cad...
8. Письмо Минфина России от 24.02.2025 N 05-06-13РМ/17701 "Официальные разъяснения N 4 по вопросам применения Указа Президента Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 618 "Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами"
Минфином даны разъяснения о порядке осуществления сделок, предусматривающих вступление в прямое владение долями в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, являющегося экономически значимой организацией
Сообщается, что порядок, установленный Указом N 618, не применяется при вступлении в прямое владение долями в уставном капитале экономически значимой организации, определенной частью 1 статьи 2 Федерального закона от 4 августа 2023 г. N 470-ФЗ, лицами, указанными в частях 1 и 6 статьи 7 данного федерального закона.
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_499550/
9. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.02.2025 N 310-ЭС24-18854
ВС РФ разъяснил нюансы выплаты вознаграждения члену совета директоров АО
Полномочия члена совета директоров прекратили досрочно. Первая инстанция взыскала с АО долг по ежемесячному вознаграждению. Апелляция и кассация отказали: для выплаты вознаграждения нужно решение не только о его размере, но и о перечислении этой суммы. Последнего не было. Также гендиректор приложил к годовому отчету особое мнение о задвоении работ, сделках по нерыночным ценам и т.д.
ВС РФ среди прочего отметил, что есть разные модели выплаты поощрения. Участники общества вправе выбрать любую из них на общем собрании. Это могут быть и периодические переводы по нормам ГК РФ о возмездном оказании услуг. В таком случае члену совета директоров по общему правилу нельзя отказать в перечислении денег за время фактического исполнения полномочий.
Сумму можно соразмерно снизить, если член совета директоров плохо справлялся с обязанностями.
Чтобы выплата зависела от прибыли компании или конкретных финрезультатов, это надо прямо предусмотреть в решении о назначении вознаграждения.
В данном случае особое мнение гендиректора не основание отказать в оплате. Он обозначил нарушения в работе АО, но не указал, что их допустил именно истец.
Верховный суд направил дело на новое рассмотрение.
https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/abc52083-39ee-4169-9716-d12941c72e1f/f04ccf43-4b2c-486c-8eb7-252c...
10. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О требованиях к проверке простой электронной подписи, которой в соответствии с федеральными законами "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" подписаны (заверены) бюллетени для голосования в электронной форме или электронные образы заполненных бюллетеней для голосования, предусмотренные указанными федеральными законами, при хранении указанных бюллетеней»
Бюллетень для голосования в АО и ООО: Минцифры подготовило требования к проверке простой ЭП
По проекту с 1 сентября 2027 года компании будут проверять через спецсервис ЕСИА подлинность простых ЭП, которыми заверены бюллетени для голосования или их сканы. Речь идет о голосовании на заседании общего собрания акционеров или участников ООО. Доступ к ресурсу предоставит Минцифры (п. п. 2, 5 и 6 проекта требований).
Бюллетени или их сканы будут подгружаться из личных кабинетов акционеров или участников на Госуслугах. Общество получит электронные результаты проверки с указанием в том числе ее даты и времени (п. п. 4 и 7 проекта требований).
Спецсервис позволит верифицировать простую ЭП и в случае, если ее ключ хранится в ЕСИА минимум 5 лет, а акционер или участник заменил его после подписания бюллетеня либо скана (п. 3 проекта требований).
Публичное обсуждение новшеств завершат 26 марта 2025 года.
Подписывать бюллетени (их сканы) простой ЭП можно будет при соблюдении ряда условий с 1 сентября 2027 года.
https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202503/11/Proekt_Mincifry_BBD.pdf
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
11. Официальное разъяснение Банка России от 12.02.2025 № 1-ОР «О применении пункта 5 (1) Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами»
Банк России разъяснил применение пункта 5 (1) Указа № 95.
В соответствии с пунктом 5 (1) Указа № 95 на средства и ценные бумаги, учитываемые на счете типа «С», не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, наложен арест, в отношении их не может быть заявлено требование о взыскании обязательных платежей, не могут быть приняты иные обеспечительные меры, если судебные акты и акты иных органов вынесены после 3 января 2024 года.
Положения пункта 5 (1) Указа № 95 распространяются на случаи обращения взыскания на средства и ценные бумаги, учитываемые на счете типа «С», по любым основаниям, независимо от того, относится ли должник к лицам, указанным в пункте 1 Указа № 95
Исполнение вынесенных после 3 января 2024 года судебных актов и актов иных органов, влекущих перечисление денежных средств и (или) ценных бумаг должника, учитываемых на счете типа «С», обращение на них взыскания, наложение ареста, взыскание обязательных платежей, принятие обеспечительных мер, как органами принудительного исполнения, так и кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями не допускается.
https://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/9971
12. Официальное разъяснение Банка России от 12.02.2025 № 2-ОР «О применении отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2022 года № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 года № 95 «О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами», Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 2022 года № 737 «О некоторых вопросах осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций)»
Банк России разъяснил вопросы применения отдельных положений Указа № 81, Указа № 95, Указа № 737.
Указом № 81 установлен особый порядок осуществления (исполнения) резидентами сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги, с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.
Указом № 737 установлен особый порядок осуществления (исполнения) сделок (операций), влекущих за собой прямо и (или) косвенно установление, изменение или прекращение прав владения, пользования и (или) распоряжения более чем 1 процентом акций, долей (вкладов), составляющих уставный капитал российских кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, микрофинансовой компании либо управляющей компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, либо более чем 1 процентом голосов, приходящихся на такие акции, доли (вклады), если хотя бы одной из сторон (бенефициаром) сделок (операций) являются лица иностранных государств, совершающих недружественные действия.
Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 470-ФЗ1 устанавливает изъятия ограничительного характера для иностранных холдинговых компаний при осуществлении ими корпоративных прав в отношении экономически значимых организаций , определяет условия и порядок вступления лиц, косвенно владеющих акциями (долями в уставном капитале) экономически значимых организаций, принадлежащими иностранной холдинговой компании, в прямое владение такими акциями (долями в уставном капитале), а также устанавливает особенности приобретения экономически значимыми организациями публичного статуса.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 470-ФЗ со дня вынесения арбитражным судом решения о приостановлении осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав в отношении экономически значимой организации возникает (наряду с иными последствиями) для лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 Закона № 470-ФЗ, обязанность, а для лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 Закона № 470-ФЗ, право вступить в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации.
В связи с тем, что приобретение права собственности в отношении акций (долей в уставном капитале) экономически значимой организации осуществляется в силу требований Закона № 470-ФЗ как следствие решения арбитражного суда о приостановлении осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав в отношении экономически значимой организации, требования пункта 1 Указа № 81, пунктов 1 и 5 Указа № 737 не распространяются на сделки (операции), осуществляемые (исполняемые) при вступлении во владение акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации лицами, указанными в части 1 статьи 7 Закона № 470-ФЗ и в части 6 статьи 7 Закона № 470-ФЗ. Указанные сделки (операции) осуществляются (исполняются) без получения разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Указа № 95 исполнение должниками обязательств перед резидентами, перед нерезидентами, не являющимися лицами недружественных иностранных государств, если после 1 марта 2022 года (иной даты, определенной Советом директоров Банка России в отношении некоторых категорий лиц) лица недружественных иностранных государств уступили право требования по таким обязательствам либо являлись владельцами финансовых инструментов (лицами, осуществляющими права по финансовым инструментам), обязательства по которым исполняются, осуществляется в порядке, предусмотренном Указом № 95.
В связи с тем, что в соответствии с порядком, установленным статьей 7 Закона № 470-ФЗ, обеспечивается передача акций лицам, косвенно владеющим акциями экономически значимой организации, особый порядок, установленный пунктом 8 Указа № 95, не распространяется на случаи исполнения обязательств по выплате дивидендов по акциям экономически значимой организации резиденту, нерезиденту, не являющемуся лицом недружественного иностранного государства, вступившим в прямое владение акциями экономически значимой организации, в случае владения иностранной холдинговой компанией акциями экономически значимой организации после 1 марта 2022 года.
https://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/9972
ОБЩИЕ НОВОСТИ
13. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2025 N 305-ЭС24-16398
Нельзя оспорить крупную сделку, если доверенность выдали все участники компании
Ситуация:
- Представитель продал недвижимость по нотариальной доверенности, которую выдали все участники ряда компаний.
- Деньги перевели бенефициару.
- Ряд участников решил оспорить сделку как совершенную без нужного одобрения.
- Суды иск удовлетворили.
- Не было корпоративного одобрения крупных сделок.
- Формального отсутствия согласия на сделку недостаточно, чтобы признать ее недействительной.
- Если участники фактически согласились на сделку, они не могут ее оспаривать.
- Презюмируется, что у покупателя нет оснований сомневаться в том, что сделка получила надлежащее корпоративное одобрение.
14. Проект Федерального закона N 725370-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части уточнения возмещения судебных расходов в делах о банкротстве)"
Госдума приняла в первом чтении законопроект, уточняющий порядок возмещения судебных расходов в обособленных спорах в деле о банкротстве за счет должника (конкурсной массы).
В частности, предусматривается, что по общему правилу судебные расходы в делах о банкротстве или вне рамок дела о банкротстве юридических лиц подлежат удовлетворению в составе требований пятой очереди текущих платежей, а в делах о банкротстве граждан - в составе требований кредиторов третьей очереди после погашения основной суммы задолженности.
Также, если судебный акт по делу о банкротстве принят не в пользу должника (в отношении конкурсной массы), предлагается установить возможность отнесения арбитражным судом судебных расходов на лицо, вследствие злоупотреблений со стороны которого понесены судебные расходы, а также на иное лицо, если арбитражным судом установлены иные обстоятельства, предусмотренные ст. 111 АПК РФ.
Таким злоупотребляющим лицом может быть, например, арбитражный управляющий, предъявивший заведомо необоснованное требование, или кредитор, заявлявший возражения против требований другого кредитора.
Кроме того, в исключительных случаях в целях предотвращения нанесения значительного вреда интересам кредиторов либо при очевидно недобросовестном поведении или злоупотреблении правом лицом, обращающимся за взысканием судебных расходов, арбитражный суд вправе отказать в погашении судебных расходов в составе текущих платежей пятой очереди для сохранения баланса прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве.
https://sozd.duma.gov.ru/bill/725370-8
15. Проект Федерального закона N 842276-8 "О создании государственных информационных систем по противодействию правонарушениям (преступлениям), совершаемым с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
К первому чтению подготовлен законопроект о мерах по противодействию телефонному мошенничеству и мошенничеству, совершаемому с использованием сети "Интернет"
В частности, закрепляется возможность онлайн-обмена информацией между государственными органами, банками и цифровыми платформами. В пояснительной записке к документу отмечено, что автоматический мониторинг позволит практически моментально выявлять подозрительные действия, блокировать их и уведомлять правоохранительные органы о потенциальных преступлениях.
Кроме этого, законопроектом:
вводятся новые обязательные правила по идентификации и проверке личности пользователей услугами связи, а также обязательная маркировка звонков;
предлагается запретить сотрудникам государственных органов, банков и операторов связи и иным субъектам, указанным в законопроекте, общаться с гражданами и клиентами через мессенджеры;
устанавливается запрет на передачу SIM-карт третьим лицам;
Для граждан вводится возможность установления запрета на заключение договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи без личного присутствия. Запрет можно будет установить через Единый портал госуслуг или при обращении в МФЦ, а снять – только при личном посещении МФЦ.
Предусмотрены и иные нововведения, направленные на защиту от противоправных деяний, совершаемых с использованием информационных технологий.
https://sozd.duma.gov.ru/bill/842276-8
16. Проект Федерального закона N 468229-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об обеспечении использования в публичном пространстве русского языка как государственного языка Российской Федерации)
Предложены дополнительные меры по обеспечению защиты русского языка и ограничению использования иностранных слов в публичном пространстве
Прошедшим первое чтение законопроектом предусматривается, что информацию, не содержащую рекламы и предназначаемую для публичного ознакомления потребителей, необходимо размещать в общедоступных местах или доводить до сведения неограниченного круга потребителей (т.е. с использованием вывесок, надписей, указателей, внешних поверхностей, информационных табличек и пр.) на государственном языке.
Так, доведение до сведения потребителей информации о классе или виде товара, его дополнительных потребительских свойствах и характеристиках, акциях, скидках, распродажах и льготах, используемом коммерческом обозначении должно осуществляться на русском языке. Таким образом, нельзя будет использовать на вывесках и витринах такие надписи, как "coffee", "fresh", "sale", "shop", "open" и др.
Кроме этого, предлагается закрепить требование об обязательном переводе на русский язык содержащейся в рекламе и выполненной на языках народов РФ либо иностранном языке информации.
Отмечено, что исключение составят фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания – на них предлагаемые законопроектом новшества распространяться не будут.
Помимо прочего, планируется установить запрет на присвоение иностранных названий жилым комплексам и поселкам (кварталам, микрорайонам) и закрепить положение о выполнении на русском языке коммерческого обозначения, индивидуализирующего объект капитального строительства, в том числе и наименования жилого комплекса, а также наименований планируемых для размещения элементов планировочной структуры и иных объектов капитального строительства.
https://sozd.duma.gov.ru/bill/468229-8
17. Приказ Минюста России от 07.02.2025 N 23 "Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги "Удостоверение подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2025 N 81221)
Актуализирована процедура удостоверения подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств
Услуга предоставляется Минюстом России физическим, юридическим лицам (их представителям), указанным в таблице 1 приложения N 1 к Административному регламенту.
Максимальный срок предоставления услуги составляет 30 рабочих дней.
Взимание госпошлины или иной платы за предоставление услуги не предусмотрено.
Реализован Федеральный закон от 22.06.2024 N 145-ФЗ "О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов".
Признан утратившим силу аналогичный приказ Минюста России от 12.09.2023 N 252.
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202502120018
18. Проект Федерального закона N 801033-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О защите конкуренции" (в части создания государственной информационной системы по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений)"
В первом чтении принят законопроект о создании государственной информационной системы по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений
Предполагается, что оператором системы станет ФАС России.
ГИС будет содержать информацию о рисках заключения и реализации ограничивающих конкуренцию соглашений на основе обработки сведений о торгах, о хозяйствующих субъектах и об осуществляемой предпринимательской деятельности на товарных рынках, а также иной информации, в том числе содержащейся в информационных системах, определяемой Правительством.
В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что цифровизация и автоматизация процесса выявления признаков заключения и реализации антиконкурентных соглашений посредством внедрения функционала по ежедневному автоматическому сканированию сведений обо всех проводимых торгах с помощью элементов искусственного интеллекта и риск-ориентированного подхода позволят обеспечить значительную экономию бюджетных средств за счет декартелизации государственных и муниципальных закупок и создания конкурентных условий для участников торгов.
Положение о государственной информационной системе утвердит Правительство.
https://sozd.duma.gov.ru/bill/801033-8
19. Письмо Банка России от 25.02.2025 N 018-59-1/1731 "О рекомендациях по взаимодействию с распространителями финансовой информации в социальных сетях"
Банк России дал рекомендации, касательно сотрудничества финансовых организаций с популярными блогерами.
Регулятор выпустил письмо для эмитентов эмиссионных ценных бумаг, брокеров, управляющих и ряда других участников финансового рынка. Речь идет о тех, кто платно продвигает через блогеров с более 10 тыс. подписчиков свои финансовые инструменты и услуги либо инвестиционные предложения. Имеется в виду не реклама, а, например, аналитические материалы и обзоры.
Регулятор советует включать в такие сведения пометку о том, что их разместили в интересах и по заказу конкретного участника финансового рынка. Как вариант, в договоре с блогером можно закрепить обязанность проставлять такие пометки.
Мера позволит аудитории блогера отличать данную информацию от его мнения и видеть, когда у него есть заинтересованность. Это поможет принимать более взвешенные финансовые решения.
https://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/9985
20. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.2025 № 248 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2024 г. № 144"
Регистрация ООО и прочее: эксперимент по применению сервиса "Старт бизнеса онлайн" продлен на год
В пилотном режиме сервис теперь работает до 1 марта 2026 года включительно.
Сервис с учетом ряда условий позволяет полностью удаленно:
- зарегистрировать ИП или ООО с единственным учредителем и единоличным исполнительным органом - одним и тем же физлицом;
- оформить и выдать квалифицированную электронную подпись этого ИП либо ООО;
- открыть такому ИП или ООО расчетный счет в одном из банков - участников эксперимента.
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202503040024
Для консультации обращайтесь через любые удобные каналы связи — телефон, email или формы на сайте.