Изменение законодательства

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

 

1.Постановление Правительства РФ от 22.01.2024 N 40 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. N 295»

Установлены дополнительные требования к заявлению о выдаче разрешения на осуществление сделки (группы сделок) с ценными бумагами российских юридических лиц и (или) долями (вкладами), составляющими уставный капитал российских юридических лиц.

Изменения внесены в правила, регламентирующие в числе прочего особый порядок выдачи разрешений на осуществление (исполнение) ряда сделок, предусмотренных данными правилами.

Настоящим постановлением устанавливается перечень дополнительной информации, подлежащей включению в состав заявления о выдаче разрешения в отношении сделок с ценными бумагами и (или) долями (вкладами), составляющими уставный (складочный) капитал российских юридических лиц, указанными в пункте 1 правил.

Одновременно определены сделки, на которые новые требования не распространяются.

Также, в частности, Постановлением установлено право подкомиссии определить перечень оценщиков (оценочных компаний), рекомендованных для проведения оценки рыночной стоимости ценных бумаг российских юридических лиц, а также долей (вкладов), составляющих уставный (складочный) капитал российских юридических лиц.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202401230021


2.Проект Указания Банка России «О внесении изменений в Указание Банка России от 29 апреля 2015 года № 3629-У «О признании лиц квалифицированными инвесторами и порядке ведения реестра лиц, признанных квалифицированными инвесторами»

Банк России планирует ужесточить требования к признанию физлица квалифицированным инвестором

По проекту с 1 января 2025 года, например, брокеры и форекс-дилеры смогут по заявлению физлица признать его квалифицированным инвестором, если оно отвечает любому из таких условий:

- общая стоимость ценных бумаг во владении заявителя и (или) обязательства из договоров - производных финансовых инструментов, которые заключены за его счет, составляют не менее 12 млн руб.;

- его имущество из специального перечня оценивают минимум в ту же сумму.

С 1 января 2026 года ЦБ РФ планирует увеличить минимальные значения до 24 млн руб. включительно. Сейчас — 6 млн руб.

Другие основания признать физлицо квалифицированным инвестором сохранят. Речь идет, в частности, о наличии особого опыта работы.

https://naufor.ru/getfile.asp?id=18866

 

КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО


3.Указ Президента РФ от 27.01.2024 N 73 «О временном порядке раскрытия и предоставления информации хозяйственными обществами, являющимися экономически значимыми организациями, и некоторыми связанными с ними лицами»

Установлен временный порядок раскрытия и предоставления информации хозяйственными обществами, являющимися экономически значимыми организациями, и некоторыми связанными с ними лицами

Указанные лица не раскрывают и (или) не предоставляют информацию, подлежащую раскрытию и (или) предоставлению на основании требований, в том числе Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации", федеральных законов "О банках и банковской деятельности", "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об аудиторской деятельности", "О бухгалтерском учете", "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и других законодательных актов.

Хозяйственные общества и связанные с ними лица вправе не раскрывать и (или) не предоставлять иную информацию, подлежащую раскрытию и (или) предоставлению на основании требований законодательства РФ.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202401270001

 

4.Указание Банка России от 28.09.2023 N 6547-У "О форме (формате) и порядке направления эмитентами в Банк России уведомления, содержащего информацию, которая не раскрывается и (или) не предоставляется" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2023 N 76667)

Актуализированы форма и порядок направления эмитентами в Банк России уведомления, содержащего информацию, которая не раскрывается или не предоставляется

Эмитент, раскрывающий или предоставляющий в ограниченных составе и объеме информацию, подлежащую раскрытию и предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", должен направлять в Банк России уведомление, содержащее информацию, которая не раскрывается и (или) не предоставляется в случаях, установленных на основании абзаца первого пункта 6 статьи 30.1 Федерального закона N 39-ФЗ и пункта 1 статьи 92.2 Федерального закона N 208-ФЗ.

Предусмотрено, что такое уведомление должно направляться посредством личного кабинета на официальном сайте Банка России в сети "Интернет" в форме электронного документа, имеющего один из следующих форматов (по выбору эмитента): *.doc, *.docx, *.xls, *.xlsx, *.pdf, обеспечивающих возможность поиска и копирования произвольного фрагмента электронного документа средствами для просмотра.

В приложении к документу приводится обновленная форма указанного уведомления.

Настоящее Указание опубликовано 12 января 2024 и вступило в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования. Со дня его вступления в силу признается утратившим силу аналогичное Указание Банка России от 21 марта 2019 года N 5096-У.

http://www.cbr.ru/Queries/UniDbQuery/File/90134/3969


5.Информационное письмо Банка России от 29.12.2023 N ИН-02-28/76 «О рекомендациях публичным акционерным обществам и эмитентам эмиссионных ценных бумаг по разработке стратегии устойчивого развития и стратегии климатического перехода»

Банк России выпустил рекомендации публичным акционерным обществам и эмитентам эмиссионных ценных бумаг по разработке стратегии устойчивого развития и стратегии климатического перехода

Рекомендации подготовлены в целях определения лучших практик, существующих на российском и зарубежном рынках, в части постановки стратегических целей организации в контексте реализации повестки устойчивого развития и климатической повестки, постановки соответствующих задач и их внедрения в систему корпоративного управления.

Особое внимание уделено вопросам климатического перехода с учетом высокой «углеродоемкости» российской экономики и связанных с этих масштабов вызовов и рисков, с которыми сталкиваются российские ком­пании.

https://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/7666


6.Проект Федерального закона N 489384-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (в части уточнения правил продажи доли должника в общем имуществе)

Поправки о преимущественном праве покупки доли должника при его банкротстве прошли первое чтение.

Планируют, что при продаже на торгах доли должника в праве общей собственности, у других ее участников будет преимущественное право покупки. Норму хотят применять в рамках внешнего управления.

Организатор торгов укажет в сообщении об их проведении информацию о преимущественном праве. Не позже дня опубликования и размещения сообщения организатор письменно известит собственников (если их не более 20), в частности, о намерении продать долю. Если совладельцев более 20, их уведомят через Федресурс.

В течение 3 рабочих дней с даты, когда организатор подведет итоги торгов, он направит письменное сообщение участникам общей собственности с указанием цены доли. По общему правилу им отведут 10 рабочих дней, чтобы купить это имущество в первоочередном порядке. Срок нужно исчислять с даты подписания протокола о результатах торгов.

Сейчас таких правил в Законе о банкротстве нет. В мае 2023 года КС РФ предусмотрел право преимущественной покупки доли должника-гражданина в праве собственности на жилое помещение и участок под ним.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/489384-8

 

ОБЩИЕ НОВОСТИ

7.Проект Федерального закона № 462778-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о возобновлении приостановленного исполнительного производства).

Первое чтение прошел проект об уточнении правил возобновления исполнительного производства.

Взыскатель, должник или пристав вправе подать в суд заявление о возобновлении исполнительного производства не позже 3 лет с момента устранения причин приостановки. Это планируют закрепить в Законе об исполнительном производстве, АПК РФ и ГПК РФ.

Если производство приостановил пристав, представить ему заявление взыскатель либо должник сможет в тот же срок.

В случае пропуска срока (по уважительной причине) его вправе восстановить только суд, даже если адресатом заявления был пристав. Для этого нужно ходатайство, например, взыскателя или должника. Согласно поправкам к АПК РФ и ГПК РФ речь идет о просьбе, которую суд рассмотрит по правилам о восстановлении процессуальных сроков.

Сейчас законы не определяют срок возобновления производства. Однако в апреле 2023 года КС РФ восполнил пробел и потребовал уточнить законодательство.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/462778-8?ysclid=lrj9p2wgge294515024

 

8.Информация Минфина России от 01.02.2024 «Зарегистрировать бизнес станет проще»

В России предлагается провести эксперимент по предоставлению комплексной услуги «Старт бизнеса онлайн»

Услуга будет предоставляться при обращении к электронному сервису ФНС России или сервису банка - участника эксперимента.

Услуга включает в себя: электронную регистрацию бизнеса, получение электронной подписи без личного присутствия, дистанционное открытие счета в кредитной организации.

Воспользоваться сервисом смогут физлица при регистрации в качестве ИП, а также лица, принявшие решение о создании ООО с единственным учредителем, одновременно осуществляющим полномочия единоличного исполнительного органа.

В информации приведен также порядок действий при обращении за предоставлением данной услуги.

https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38839

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

 

9.Информация с сайта ФНС от 25.01.2024 г.

Организация может сверить с налоговыми органами данные о своём налогооблагаемом имуществе и льготах

В II квартале инспекторы посчитают транспортный, земельный налоги и налог на имущество по кадастровой стоимости за 2023 год. После юридическим лицам направят сообщения об исчисленных налогах.

Ведомство напомнило, что до этого времени организации могут сверить сведения о транспорте и недвижимости. Компании могут заявить льготы, сообщить о гибели, уничтожении, розыске или принудительном изъятии транспорта.

Для сверки налогоплательщики могут бесплатно получить электронную выписку из ЕГРН.

Если сведения реестра нужно уточнить, юридические лица могут об этом уведомить. Налоговики направят запрос в регистрирующие органы. О результатах сверки и наличии оснований для изменения записей в ЕГРН организациям сообщат.

https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/14291135/


10. Информация ФНС России «В феврале проходит декларационная кампания по налогу на имущество организаций за 2023 год».

ФНС напоминает, что налог на имущество организаций за 2023 год подлежит уплате (перечислению) налогоплательщиками в срок не позднее 28 февраля 2024 года.

Налогоплательщики - юридические лица должны представить декларации по налогу на имущество организаций за период 2023 года в налоговые органы не позднее 26 февраля 2024 года по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 24.08.2022 N ЕД-7-21/766@.

Компания, состоящая на учете в нескольких налоговых инспекциях одного субъекта РФ по месту нахождения принадлежащих ей объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость, вправе представить одну декларацию по всем таким объектам в любую из налоговых инспекций региона по своему выбору. Для этого необходимо уведомить УФНС по субъекту РФ, где функционируют налоговые инспекции по району (городу, межрайонного уровня). Уведомление представляется ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется указанный порядок представления декларации.

Также сообщается, что в связи с изменением срока представления налоговой декларации за 2023 год в отношении объектов недвижимости, сведения о налоге за которые отражаются в такой декларации, не требуется представлять в налоговый орган уведомление об исчисленной сумме налога за указанный период для таких объектов налогообложения. Об этом направлены разъяснения ФНС России от 17.10.2023 N БС-4-21/13243@.

https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/14332215/

 

11. Приказ ФНС России от 11.12.2023 N ЕД-7-26/946@ «Об утверждении формата заявления об отзыве доверенности, созданной в форме электронного документа, подтверждающей полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и порядка его направления в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.01.2024 N 76933).

Опубликован формат заявления о ее отзыве электронной доверенности.

ФНС утвердила формат заявления об отзыве электронной доверенности, которая подтверждает полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика (плательщика сбора, взносов, налогового агента). Приказ содержит также порядок направления заявления в налоговый орган по телекоммуникационных каналов связи.

Заявление представляют в ту инспекцию, в которую подавали доверенность.

Приказ вступит в силу 1 марта 2024 года.

С этой даты уполномоченный представитель организации, который обязан сдавать электронные декларации, действует по электронной доверенности.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202401230006?ysclid=lrswnlqxxm259500665


ТРУДОВОЕ ПРАВО

12. Федеральный закон от 30.01.2024 № 3-ФЗ «О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации».

Закон о компенсации за задержку не начисленных работнику выплат вступил в силу.

Работодатель обязан выплатить проценты, если не начислил сотруднику деньги вовремя, а суд подтвердил право на них. Компенсация та же, что и, например, при просрочке зарплаты. Положение об этом закреплено в ТК РФ с 30 января 2024 года.

Проценты рассчитывают со следующего дня после даты, когда деньги обязаны были выплатить, если бы начислили вовремя. Их размер — не ниже 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы долга.

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202401300034

ПОД/ФТ


13. Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (утв. Роскомнадзором)

Роскомнадзором установлен перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Приводятся наименование и реквизиты актов, краткое описание круга лиц, в отношении которых устанавливаются обязательные требования, указание на структурные единицы акта, подлежащие обязательному применению.

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_468456/?ysclid=ls8v613wy8877032780

 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ

14. Проект Федерального закона N 502104-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части усиления ответственности за нарушение порядка обработки персональных данных).

Поправки к КоАП РФ об утечках персональных данных и других нарушениях операторов прошли первое чтение.

Планируют установить административную ответственность за действия (бездействие) оператора, из-за которых произошла незаконная передача сведений о физлицах. Среди прочего хотят ужесточить наказания за непредставление Роскомнадзору ряда уведомлений.

Утечка персональных данных

По проекту в случае незаконной передачи информации о людях в количестве от 1 тыс. до 10 тыс. человек грозит штраф:

- для должностных лиц государственного или муниципального органа (учреждения) — от 800 тыс. до 1 млн руб.;

- для любых компаний и большинства некоммерческих организаций — от 3 млн до 5 млн руб.


На те же суммы предлагают штрафовать в случае утечки от 10 тыс. до 100 тыс. идентификаторов, по которым можно определить физических лиц.

За более масштабные происшествия хотят ввести более крупные штрафы.

Неправомерное распространение персональных данных специальных категорий обернется штрафом:

- для упомянутых должностных лиц — от 1,5 млн до 2 млн руб.;

- указанных юридических лиц — от 10 млн до 15 млн руб.

 

Сейчас таких составов в КоАП РФ нет. Однако среди прочих есть норма об ответственности за необеспечение сохранности данных при их неавтоматизированной обработке, если это повлекло, например, неправомерный или случайный доступ к ним.

Неуведомление Роскомнадзора

За несообщение ведомству об утечке, которая нарушила права субъектов персональных данных, предлагают назначать такие штрафы:

- должностным лицам государственного или муниципального органа (учреждения) — от 400 тыс. до 800 тыс. руб.;

- любым компаниям и большинству некоммерческих организаций — от 1 млн до 3 млн руб.

 

За неуведомление о намерении обрабатывать личную информацию грозит штраф:

- упомянутым должностным лицам — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;

- указанным юридическим лицам — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

 

Те же наказания установят для тех, кто известил Роскомнадзор несвоевременно.

Сейчас в этих ситуациях, вероятно, применяется общая статью КоАП РФ о непредоставлении сведений. Она предусматривает предупреждение или более низкий штраф.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/502104-8

 

15. Проект Федерального закона N 502113-8 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в части установления ответственности за незаконные использование и передачу, сбор и хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные)

В Госдуме прошел первое чтение законопроект об уголовной ответственности за незаконное использование компьютерной информации, содержащей персональные данные

В частности, согласно законопроекту, незаконные использование и (или) передача (распространение, предоставление, доступ), сбор и (или) хранение компьютерной информации, содержащей персональные данные, полученной путем неправомерного доступа к средствам ее обработки, хранения или иного вмешательства в их функционирование либо иным незаконным путем, наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до 4 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

В том числе предусматривается повышенная ответственность за преступления, если они сопряжены с трансграничной передачей компьютерной информации, содержащей персональные данные, повлекли тяжкие последствия либо были совершены организованной группой.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/502113-8?sortEventsByDate=datend_down&sortEventsByNum=num_up


ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ


16. Приказ ФСБ России от 02.02.2024 N 50 «О внесении изменений в Требования к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи, утвержденные Приказом ФСБ России от 27 декабря 2011 г. N 795» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.02.2024 N 77129)

С 1 сентября 2024 года обновляются Требования к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи

Внесены поправки с целью реализации Федерального закона от 04.08.2023 N 457-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202402050048

 

РЕКЛАМА

 

17. Информация с сайта Роскомнадзора от 08.02.2024 «Рекомендации по направлению отчетности о размещенной рекламе».

Подготовлены рекомендации по направлению в Роскомнадзор отчетности о размещенной рекламе.

Документ подготовлен в соответствии с распоряжением Правительства от 30.05.2022 N 1362-р, которым утвержден состав информации о распространенной в сети "Интернет" рекламе, подлежащей учету, хранению и обработке Роскомнадзором в соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона "О рекламе", и содержит соответствующие примеры и пояснения.

Ведомство разъяснило, как следует указывать сведения о рекламе (число показов, данные о площадке и т.д.) и оформлять акты оказанных услуг.

Информация о числе показов (просмотров) должна включать вид площадки распространения креатива, в частности:

- блог в социальных сетях;

- мобильное приложение;

- сайт.


Если площадкой выступает социальная сеть, нужно указать главную страницу блогера или сообщества, а не саму социальная сеть. Для мобильного приложения следует привести наименование и ссылку на него в магазине приложений (достаточно одной, если магазинов несколько).

Порядок, по которому надо отражать стоимость единицы оказания услуг, зависит от типа рекламной кампании. Например, для типа "СРС" приводят стоимость клика, а для "СРМ" — стоимость 1000 показов.

Сведения оператору рекламных данных должен передать тот, кто получил рекламный идентификатор (erid), либо участник рынка, который по договору наделен полномочиями на предоставление информации.

https://rkn.gov.ru/news/rsoc/news74805.htm

https://rkn.gov.ru/docs/Rekomendacii_po_napravleniju_otchetov_po_razmeshhennoj_reklame_08022024_1.pdf


Новокрещенова Людмила Григорьевна
Автор статьи
Новокрещенова Людмила Григорьевна
Заместитель генерального директора Стаж работы 25 лет
Связаться
АО «Реестр-Консалтинг» оказывает услуги по привлечению и защите от привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности в процедуре банкротства.