Сделки с ценными бумагами и профилактика корпконфликтов: тенденции корпоративного права
Как меняется структура акционерного капитала в текущей ситуации?
Ситуацию на рынке корпоративного права можно назвать уникальной. Текущие события повысили внимание к правовой «упаковке» бизнеса в форму акционерного общества как при создании новых фирм, так и при преобразовании ООО и унитарных предприятий. Все больше предприятий скрывают чувствительную информацию, поэтому конфиденциальность данных о владельцах и отсутствие сведений о них в ЕГРЮЛ стало особо цениться в эпоху санкционных рисков. В год мы создаем до 300 новых акционерных обществ и работаем с запросами клиентов любой сложности. Так, в прошлом году было создано несколько акционерных обществ на базе имущества должника в ходе конкурсного производства в рамках процедуры банкротства; учрежден ряд обществ с акционерами-нерезидентами; а также зарегистрированы АО, акции которых включаются в состав имущества ЗПИФ; регулярно создаем АО с оплатой уставного капитала долями и акциями, находящимися в залоге, иным имуществом и объектами интеллектуальной собственности.
Новые вызовы заставили холдинговые структуры задуматься об оптимизации корпоративного управления и владельческого контроля. Компании перераспределяют активы внутри групп, создают дивизионально-продуктовые структуры, собственники передают бизнес под операционный контроль наемных менеджеров, выводят иностранных акционеров из цепочки владения.
Так, в 2023 году крупнейший собственник коммерческой недвижимости завершил длительную корпоративную реструктуризацию со сложными условиями присоединения, обмена долей и имущества при реорганизации управляющего холдинга и его дочерних компаний, увеличил уставный капитал материнской компании, и провел реорганизацию в форме присоединения к нему трех обществ, созданных путем выделения.
У нас много интересных проектов по изменению структуры владения и распределению корпоративных прав. Например, собственник крупной компании на рынке электроники — резидент, постоянно проживающий за пределами страны, решил передать управление и владение команде менеджеров. При этом требовалось обеспечить возможность обратного выкупа акций при неэффективном управлении и сохранить право получать как доход, так и информацию из реестра о переданном пакете акций. При структурировании сделки был, в частности, использован опционный договор и договор эскроу.
Поделитесь своим опытом и инструментами структурирования сделок, применения ограничительных мер и снижения рисков для бизнеса?
Наши проекты редко бывают стандартными. Часто сталкиваемся с вопросами, не отрегулированными законодательством, по которым отсутствует сложившаяся практика. Мы регулярно сопровождаем корпоративные проекты с оплатой акций имуществом, размещением их во исполнение договора конвертируемого займа, решаем задачи по выпуску привилегированных акций с нестандартными правами и с преимуществом в очередности получения дивидендов или по выпуску облигаций с индивидуальными настройками условий размещения.
В акционерных обществах, созданных еще в период приватизации, часто возникает необходимость консолидировать бизнес, чтобы обеспечить семейную преемственность и контроль. К решению этой задачи мы приходим разными путями в зависимости от исходных данных: статуса акционерного общества, применения к нему главы XI.1. при приобретении крупных пакетов акций, категорий размещенных акций, доли акций во владении приобретателя.
Приведу пример. Мажоритарный акционер машиностроительного предприятия планировал консолидировать полный пакет акций и выкупить 100%-й пакет в соответствии с главой XI.1 ФЗ № 208. Реализацию решения осложняло то, что клиент не имел зарегистрированного документа, фиксирующего права по привилегированным акциям. Права были прописаны в уставе, который многократно менялся, права, предоставляемые префами, трансформировались, не соответствовали требованиям закона, и их нельзя было выкупить. Клиент получил предписание Банка России устранить выявленные нарушения. Перед нами поставили задачу отрегулировать систему корпоративного управления: привести в соответствие законодательству объем прав акционеров по каждой категории акций и консолидировать акции ПАО в руках основного владельца. Процедура изменения прав уже завершена, мажоритарий направит обязательное предложение всем акционерам для последующего принудительного выкупа акций.
У нас накоплен большой опыт использования условного депонирования (эскроу) в сделках с ценными бумагами. Гибкость этого инструмента позволяет применять его к сделкам на условиях «поставка против платежа», защиты активов и управления ими, исполнения опционов и возврата временно переданных акций. Нормы, регулирующие условное депонирование (эскроу), появились в Гражданском кодексе еще в 2018 году, но их стали активно применять на практике не так давно, в первую очередь в сделках M&A. Особенности этого правового инструмента позволяют использовать его в широком спектре правовых конструкций для обеспечения исполнения обязательств сторон договора, в том числе корпоративного. Например, регистратор, выступая эскроу-агентом, обременяет ценные бумаги на счете лица, которое их отчуждает, до выполнения условий оплаты. Регистратор может обеспечить взаимное эскроу и в отношении денег, и в отношении ценных бумаг. Получив деньги в оплату акций на номинальный счет, эскроу-агент одновременно списывает средства продавцу и ценные бумаги — покупателю. В таком случае исполнение обязательств гарантировано регистратором — профессиональным лицензированным участником рынка ценных бумаг, который не имеет конфликта интересов ни с одной из сторон сделки.
«Реестр», как регистратор, осуществляющий учет прав на акции, вынужденно является свидетелем корпоративных конфликтов. Какие споры и проблемы акционеров, иных участников вы видите чаще всего, есть ли инструменты защиты?
Мы в самом начале создания акционерного общества зачастую видим те элементы, которые могут потенциально привести к рискам корпоративного конфликта и потери бизнеса: на уровне структуры учредителей, распределения пакетов акций между ними и прав по этим акциям. Имейте в виду, что любой корпоративный конфликт легче предотвратить, чем прекратить.
Самые тяжелые дела — семейно-наследственные, когда не урегулированы отношения с супругами и не решены вопросы о преемственности бизнеса. Сегодня российская юрисдикция дает широкий инструментарий для структурирования отношений партнеров, супругов и наследников. Нам ближе всего эскроу, когда мы, как регистратор, обеспечиваем передачу этого актива при наступлении определенных обстоятельств, о которых стороны договорились без каких-либо дополнительных распоряжений.
Основные рекомендации «профилактики» возможных конфликтов с бизнес-партнером — вдумчиво составлять с учетом владельческой структуры и особенностей бизнеса корпоративный договор и устав, содержащие положения о тупиковых ситуациях и способах их разрешения. Мы можем предложить решения, связанные с настройкой прав бизнес-партнеров через выпуск привилегированных акций разного типа. Накоплена большая практика, связанная с исключением «мертвых душ» из реестра акционеров в судебном порядке.
Какие рекомендации вы дадите компаниям, заявившим стратегическим направлением своего будущего роста выход на публичный рынок?
Новый рынок порождает новые вызовы. И если компания планирует IPO, то обязательного внимания требует оптимизация владельческой структуры и системы корпоративного управления. Необходимо проанализировать устав и внутренние документы в группе компаний на предмет их унификации и непротиворечивости с учетом специфики корпоративного управления и операционной структуры, а также требований к публичным компаниям. Нелишним окажется и реструктуризация группы, консолидация активов и установление достаточного контроля, а также оценка готовности к своевременному и достоверному раскрытию информации. Необходимо заранее «сверять часы» со своим регистратором и для детализации дорожной карты. Без тщательной подготовки и соблюдения сроков многие шаги — от приобретения публичного статуса до начала размещения бумаг — могут дорого обойтись с точки зрения затраченного времени и усилий.
Поскольку для АО регистратор является тем лицом, которое помогает зарождающемуся бизнесу делать первые шаги в правовом поле, количество и разнообразие запросов, поступающих нам от клиентов, вполне объяснимо. Нам доверяют, к нам обращаются, когда «не знают, у кого спросить», и мы развиваем свои юридические и консалтинговые практики, опираясь на реальные запросы рынка. Сочетание разнообразного инструментария и более чем 30-летнего корпоративного и регистраторского опыта позволяет уверенно говорить, что для нас нет нерешаемых задач клиентов в рамках правового поля.