Порядок создания акционерного общества

Акционерное общество (АО) является одной из форм, позволяющих обеспечить объединение капиталов с помощью выпуска ценных бумаг − акций. Это даёт возможность акционерам получать часть прибыли в виде дивидендов.

Открытие АО предполагает прохождение ряда важных этапов. Речь идёт о выборе оптимальной в конкретной ситуации системы налогообложения, определении специфики направленности экономической деятельности юридического лица. Также необходимо решить, сколько акционеров будут входить в состав организации, каким окажется уставный капитал и т. д.

Чтобы регистрация бизнеса прошла успешно, нужно знать порядок создания акционерного общества. Предлагаем вашему вниманию пошаговую инструкцию, которая поможет вникнуть в тонкости процесса.

Этап №1. Решение организационных вопросов

Создание акционерного общества начинается с определения структуры органов осуществлять управления. Вам необходимо решить, сколько участников будет в АО, а также организовать выборы лица, уполномоченного представлять интересы компании без доверенности. Как правило, им становится директор АО.

Перед назначением человека, который окажется во главе акционерного общества, нужно проверить. Есть вероятность, что он входит в реестр лиц, которым запрещено на протяжении определённого периода занимать руководящие посты. Это позволит избежать затягивания процедуры в дальнейшем и снизит риск отказа в регистрации бизнеса в форме АО.

Следующим шагом на подготовительной стадии станет выбор наиболее подходящей системы налогообложения. Если вы примете решение остановиться на общей, то дополнительных документов при регистрации юридического лица подавать в уполномоченные органы не придётся. Хотите работать на упрощённой системе? Необходимо подготовить отдельное заявление.

Финалом подготовки к открытию акционерного общества становится выбор регистратора. Информация об этом отражается в решении, принятом на общем собрании.

Этап 2. Определение местонахождения АО

У акционерного общества должен быть юридический адрес. Речь идёт о местонахождении АО, которое будет указано в ЕГРЮЛ. Для этого акционерам рекомендуется получить пакет документов от фактического владельца помещения, где будет находиться офис компании. В него входит гарантийное письмо. Оно становится подтверждением того, что собственник площади не возражает против открытия на его территории АО.

Обратите внимание: чтобы избежать неприятностей, вам необходимо внимательно изучить базу массовых адресов. Если потенциальное месторасположение вашей организации в неё входит, открытие общества может сорваться.

Важно! Роль юридического адреса может сыграть место регистрации учредителя. Это возможно только в том случае, если его доля акций в уставном капитале составляет не менее 50%.

Этап №3. Подготовка устава и создание общества

Согласно действующему законодательству РФ, учредительным документом акционерного общества является устав. В этом документе должен присутствовать ряд важных сведений. Положения делятся на обязательные и вспомогательные. Первые необходимы для нормальной работы компании в рамках правового поля. Вторые позволяют уточнить правила деятельности, однако не должны противоречить нормативно-правовой базе, не могут идти вразрез с законом.

В уставе должна быть представлена такая информация:

  • наименование акционерного общества (полное и сокращённое);
  • место нахождения (населенный пункт, в котором буде зарегистрировано АО);
  • размер уставного капитала общества;
  • сведения об акциях;
  • права акционеров;
  • структура органов управления общества, их компетенция и порядок принятия ими решений;
  • порядок подготовки и проведения общих собраний акционеров.

Обязательным условием для успешного открытия АО является принятие соответствующего решения. Его инициатором может быть один человек или несколько потенциальных акционеров. Проводится собрание, на котором осуществляется рассмотрение вопроса о создании общества и других связанных с созданием общества вопросов. Решение должно быть принято единогласно, что фиксируется в протоколе.

Ведение собрания поручается председателю. Это необходимо для легитимного проставления подписи под документом.

Некоторые вопросы требуют единогласного принятия. Речь идёт о факте создания АО, утверждении устава, денежной оценки акций и других материальных ценностей.

Есть ситуации, когда решение принимается не менее 3/4 от общего числа голосов. К ним относятся вопросы, касающиеся избрания органов управления, создания ревизионной комиссии, выбора регистратора, аудитора общества.

Решением учредителей также утверждается решение о выпуске акций, размещаемых при учреждении АО. Следует иметь в виду, что оно вступает в силу только после государственной регистрации акционерного общества.

Если учредителей несколько, ими заключается договор о создании АО. Он определяет порядок осуществления учредителями совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала, категории и типы акций, подлежащих размещению при учреждении АО, размер и порядок их оплаты, условия размещения акций, подлежащих размещению при учреждении, права и обязанности учредителей по созданию АО. Также договором о создании определяется лицо, уполномоченное на подписание решения о выпуске акций от имени всех учредителей.

Этап 4. Регистрация выпуска акций

Перед тем, как подавать документы на государственную регистрацию АО, необходимо осуществить регистрацию выпуска акций. Регистрация выпуска акций при учреждении АО осуществляется либо Банком России, либо специализированной компанией – регистратором. В случае регистрации выпуска акций у регистратора не требуется платить госпошлину за регистрацию выпуска. Зарегистрировать выпуск акций при учреждении может лишь тот регистратор, который утвержден решением учредителей и будет вести реестр акционеров вашего АО.

Когда выпуск акций зарегистрирован, можно приступать к подаче документов в ФНС.

Этап 5. Заполнение формы Р11001

Форма заявления о регистрации акционерного общества утверждена приказом ФНС. Она включает в себя титульный и другие листы (об учредителях, о директоре, об ОКВЭД, о регистраторе).

Заранее подписывать заявление не нужно. Это делается при подаче документов − либо лично, либо через нотариуса.

Этап 6. Оплата государственной пошлины

Процедура открытия акционерного общества предполагает оплату государственной пошлины. В 2022 году её размер составляет 4 тысячи рублей. От этих расходов освобождаются те лица, которые подают документы, необходимые для регистрации, в электронном виде. Такой вариант возможен только в том случае, если есть усиленная квалифицированная электронная подпись.

Реквизиты для оплаты госпошлины можно получить в регистрирующем органе (лично или на официальном сайте). Внимательно вносите в поля все сведения. Если будет допущена ошибка, придётся оформлять возврат средств, на что уходит около 30 дней.

Этап 7. Подготовка и подача документов

Порядок создания АО предполагает подготовку, формирование и подачу обширного пакета документов. Он является общим для всех случаев − независимо от количества учредителей (один, два и более). В налоговую службу необходимо предоставить:

  • правильно заполненное заявление (форма Р11001);
  • решение общего собрания о создании акционерного общества;
  • устав организации;
  • документ, подтверждающий регистрацию выпуска акций;
  • квитанцию, которая является подтверждением оплаты государственной пошлины;
  • документы от владельца помещения (подтверждение юридического адреса, проект договора аренды);
  • выписку из реестра юридических лиц, относящихся к категории нерезидентов (в случае, когда учредителем является иностранец);
  • гражданский паспорт заявителя;
  • доверенность (если документы подаёт представитель).

Обратите внимание, что данный перечень является исчерпывающим. Это значит, что сотрудники налоговых органов не имеют права требовать от вас предоставление дополнительных документов.

Подготовленный пакет документов можно подать разными способами − лично, посредством МФЦ, по почте письмом с объявленной ценностью и описью вложения, через онлайн-сервис, с помощью нотариуса. У представителей налогового органа есть три дня на изучение всех документов. Также услуги по подаче документов в ФНС может оказать регистратор, зарегистрировавший выпуск акций АО.

Этап 8. Получение готовых документов о регистрации

Если у органа, отвечающего за проведение регистрации акционерного общества, не возникло вопросов, не появилось основания для отказа заявителю, будет принято положительное решение. Оно сопровождается внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Представители уполномоченной инстанции обязаны в течение одного дня после регистрации выслать вам на e-mail такие документы:

  • лист записи в ЕГРЮЛ (составляется по форме Р50007);
  • устав с поставленной отметкой;
  • подтверждение постановки на налоговый учёт.

Несколько советов будущим акционерам

На каждом из этапов регистрации АО вы можете столкнуться с разными трудностями. Будьте к этому готовы и внимательно следуйте установленному порядку. Дадим несколько полезных советов, которые, возможно, облегчат для вас процесс создания АО:

  • основательно подойдите к выбору основного и дополнительного ОКВЭД − при ведении некоторых видов деятельности можно рассчитывать на налоговые льготы и поддержку со стороны государства;
  • исключите равное распределение долей в уставном капитале, чтобы упростить процедуру принятия решений путём голосования и снизить вероятность конфликтов между держателями одинакового количества акций;
  • укажите, на какой срок избирается директор (как правило, он составляет от 1 до 5 лет).

Если вы хотите, чтобы процедура прошла гладко и успешно завершилась выходом на рынок нового акционерного общества, доверьте подготовку к регистрации профессионалам. Оказать действенную поддержку на выгодных условиях, зафиксированных в договоре, вам готовы специалисты компании «Реестр-Консалтинг». Обращайтесь: (495) 617-01-01, доб. 7205, 7239. Также можно отправить нам заявку, заполнив форму на сайте.



Элемент не найден!