consulting@aoreestr.ru

Приведение устава Акционерного общества в соответствие с действующим законодательством

Необходимость приведения устава акционерного общества (АО) в соответствие с действующим законодательством возникла после вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ от 05.05.2014 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», тенденцию значительных изменений в законодательстве об АО продолжил Федеральный закон № 210-ФЗ от 29.06.2015 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Последние нововведения законодателя, которые имеют прямое отношение к положениям устава АО, вступили в силу 1 января 2017 года вместе с Федеральным законом № 343-ФЗ от 01.07.2016 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность».

Основные положения устава акционерного общества, требующие приведения в соответствие с действующим законодательством:

    Полное и сокращенное фирменное наименование Общества;

    Устав и наименование публичного акционерного общества (ПАО) должны содержать указание на публичный статус АО. Устав и наименование АО, в т. ч. непубличного акционерного общества (НПАО), приводятся в соответствие с нормами гл. 4 ГК РФ при первом внесении изменений в Устав.

    Место нахождения Общества;

    В уставе АО достаточно указания населенного пункта/муниципального образования, в котором АО зарегистрировано. Адрес Общества, в пределах его места нахождения, должен содержаться в ЕГРЮЛ.

    Представительства и филиалы Общества;

    Сведения о представительствах и филиалах могут не содержаться в Уставе АО, но должны быть указаны в ЕГРЮЛ.

    Структура и компетенция органов управления Общества и порядок принятия ими решений;

    Устав ПАО и НПАО с числом акционеров более 50 должен содержать указание на наличие в структуре органов его управления совета директоров (СД). В НПАО с числом акционеров менее 50, уставом может быть предусмотрено, что функции СД осуществляет общее собрание акционеров (ОСА), в этом случае, устав должен содержать указание об определенном лице или органе НПАО, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении ОСА и об утверждении его повестки дня.

    Печать Общества;

    АО вправе, но не обязано иметь печать. В случае, если АО имеет печать, сведения о ее наличии должны содержаться в уставе общества.

    Способ выплаты дивидендов Общества.

    С июня 2015 года выплата дивидендов АО физическим лицам осуществляется путем перечисления денежных средств на их банковские счета, реквизиты которых имеются у регистратора общества, либо при отсутствии сведений о банковских счетах путем почтового перевода денежных средств, а иным лицам, права которых на акции учитываются в реестре акционеров общества, путем перечисления денежных средств на их банковские счета.
Выше перечисленные новации были введены законодателем и вступили в законную силу до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года также, вступили в силу изменения законодательства, имеющие прямое отношение к уставу акционерного общества. В основном, такие изменения коснулись положений уставов об общих собраниях акционеров:
  • Появилась возможность использования информационных и коммуникационных технологий при проведении ОСА в форме собрания, позволяющих принимать решения по вопросам повестки дня ОСА, без присутствия акционеров в месте проведения ОСА (электронное голосование).
  • Появилась возможность внесения предложений в повестку дня ОСА акционерами АО, не зарегистрированными в реестре акционеров АО, путем дачи соответствующих указаний (инструкций) лицу, которое учитывает их права на акции.
  • Изменились сроки определения даты, на которую определяются (фиксируются) лица, имеющие право на участие в ОСА.
  • Теперь такая дата не может быть установлена ранее чем через 10 дней с даты принятия решения о проведении ОСА и более чем за 25 дней до даты проведения ОСА, а в случае избрании членов СД - более чем за 55 дней до даты проведения ОСА. В случае проведения ОСА, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации АО, такая дата не может быть установлена более чем за 35 дней до даты проведения ОСА.

  • Изменения также коснулись срока и порядка направления сообщения о проведении ОСА и обязанности направления бюллетеней для голосования на ОСА.

Поменялся срок направления сообщений о проведении ОСА в случаях, предусмотренных п. 2 и 8 ст. 53 ФЗ «Об АО» (избрание совета директоров на внеочередном ОСА и при принятии решения о реорганизации), теперь установлен срок - не позднее чем за 50 дней до даты его проведения. Уставом может быть предусмотрен один или несколько способов доведения сообщения о проведении ОСА до акционеров Общества, установленных п. 1.1. и 1.2. ст. 52 «ФЗ «Об АО» (помимо «традиционных» способов появилась возможность направлять сообщение (или порядок ознакомления с сообщением) по адресу электронной почты или на номер контактного телефона акционера. Кроме того, установлена обязанность АО хранить информацию о направлении сообщений пять лет с даты проведения ОСА.

ПАО и НПАО с количеством акционеров более 50, обязано направлять бюллетени для голосования своим акционерам заказным письмом, если иной способ их направления не предусмотрен уставом АО. Уставом АО может быть предусмотрено заполнение электронной формы бюллетеней лицом, имеющим право на участие в ОСА, на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», адрес которого указан в сообщении о ОСА.

Последним изменением законодательства, которое относится ко всем АО без исключения, является коренное изменение порядка совершения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. В положения устава АО, посвященные одобрению (теперь правильно формулировать – получению согласия на совершение сделки либо ее последующему одобрению в зависимости от факта совершения сделки) крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, целесообразно внести изменения в части описания порядка совершения упомянутых сделок.

Приведенный выше перечень изменений законодательства, касающийся содержаний уставов АО, не является исчерпывающим. Это связано не только с тем, что в одной статье сложно осветить все изменения, произошедшие с 1 сентября 2014 года, но и с тем, что правовое положение публичных акционерных обществ и непубличных акционерных обществ сильно различается, что находит отражение и в уставе общества в зависимости от его статуса. Положение ПАО строго регламентировано законом в отличие от НПАО, которому законодатель дает широкие возможности по конструированию устава, позволяя «настроить» его под себя, вводя такие эксклюзивные нормы, как передача компетенции ОСА в компетенцию СД, отсутствие в НПАО ревизионной комиссии или ее создание исключительно в случаях, предусмотренных уставом НПАО, отнесение к компетенции ОСА вопросов, не относящихся к ней и так далее.

АО «Реестр-Консалтинг» предлагает свои услуги по разработке уставов акционерных обществ, как публичных, так и непубличных. Наши специалисты, используя большой практический опыт, предложат свои рекомендации и разработают, с учетом Ваших пожеланий и диспозитивных норм законодательства, устав акционерного общества, максимально полно соответствующий интересам его акционеров.

Соколова Екатерина Сергеевна
Главный специалист Департамента консалтинга АО «Реестр»
тел.: 8 (495) 617-01-01, доб. 7233