Новости российского законодательства за период с 11 декабря 2024 г. по 10 января 2025 г.
КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО
1. Федеральный закон от 26.12.2024 № 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Принят Федеральный Закон, ограничивающий продление действия специального регулирования возможности проведения в заочной форме общих собраний акционеров, повестка которых содержит вопросы:
- об избрании совета директоров общества;
- ревизионной комиссии общества;
- утверждении аудитора общества;
- вопросы, предусмотренные подпунктом 11 пункта 1 статьи 48 Федерального закона «Об акционерных обществах».
Согласно Закону, такая возможность продлена только до 28 февраля 2025 года.
Таким образом решения годового общего собрания акционеров в 2025 году нельзя будет принимать заочным голосованием.
Акционерные общества с 1 марта 2025 года будут вправе будут проводить общие собрания акционеров с дистанционным участием без определения места его проведения (соответственно без присутствия акционеров на самом заседании) в случае, если это будет прямо зафиксировано в уставе общества. Такой способ принятия решения может стать альтернативой заочному голосованию.
Закона предусматривает исключения: для отдельных акционерных обществ, перечень или критерии которых будут определены Правительством, возможность проведения собраний в форме заочного голосования с любой повесткой дня сохранится до конца 2025 года.
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202412260023
2. Информационное письмо Банка России и Минфина России от 27.12.2024 № ИН-02-28/64 "О реализации эмитентами ценных бумаг права на ограничение раскрытия (предоставления) информации на рынке ценных бумаг"
Банк России и Минфин России в совместном информационном письме участникам финансового рынка определили общие подходы при ограничении доступа к чувствительным для эмитентов ценных бумаг сведениям — с учетом баланса интересов как самих компаний, так и инвесторов, а также разъяснил, какую информацию компании вправе закрывать.
В настоящее время эмитенты в вопросах раскрытия информации руководствуются постановлением Правительства России, которое предоставило им возможность закрывать часть сведений. Однако разное толкование документа привело к неодинаковым практикам раскрытия данных, в том числе к их излишнему ограничению.
В письме разъясняется, в каких случаях и в каком объеме компании вправе не раскрывать информацию. При этом уточняется, что этим правом они могут воспользоваться только при наличии санкционных угроз.
Банк России и Минфин России не поддерживают практики, основанные на формальном подходе, а также на избирательном принципе, когда данные недоступны на ресурсах аккредитованных информационных агентств, но размещаются эмитентами в иных публичных источниках.
В письме также приводятся примеры необоснованного и правомерного ограничения предоставления информации.
https://www.cbr.ru/Crosscut/LawActs/File/9940
http://government.ru/docs/48937/
3. Проект Федерального закона N 797057-8 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об акционерных обществах", статью 7 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" и признании утратившими силу отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации"
В Госдуму внесен законопроект, позволяющий юридическим лицам иметь в качестве единственного учредителя (участника) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица
Согласно поправкам, компания сможет иметь в виде единственного учредителя (акционера или участника ООО) другое общество, которое состоит из 1 лица. Условие: единоличным исполнительным органом компании не вправе быть этот учредитель (акционер либо участник) или его такой же руководитель.
Упомянутое условие не коснется компаний, которые отвечают сразу всем критериям:
- эти организации состоят из 1 лица;
- их учредили до вступления новшеств в силу. Последние могут заработать через 10 календарных дней после опубликования закона;
- создание произошло по ряду ФЗ в порядке исключения из запретов для АО и ООО иметь в виде единственного учредителя (акционера или участника) другое общество, в которое входит лишь 1 лицо.
https://sozd.duma.gov.ru/bill/797057-8
4. Постановление Правительства РФ от 13.12.2024 N 1772 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. N 295"
Расширен перечень сделок (операций), на осуществление которых необходимо получение разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ
В перечень включены, в частности, некоторые сделки (операции) с еврооблигациями (облигациями); операции, связанные с исполнением ряда обязательств по кредитам (займам) и обязательств, возникающих из независимых гарантий или поручительств, без соблюдения порядка, предусмотренного Указом N 95, а также обязательств по выплате прибыли без соблюдения порядка, предусмотренного Указом N 254.
Установлен порядок направления заявления о выдаче разрешения на исполнение обязательств (осуществление выплаты), включенных в перечень настоящим постановлением, а также уточнены некоторые положения, касающиеся выдачи разрешений.
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412170030
5. Федеральный закон от 28.12.2024 N 539-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции"
В целях ограничения концентрации на рынке финансовых услуг вводится дополнительный контроль за совершением сделок, осуществляемых крупными финансовыми организациями
Законом устанавливается требование о получении предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок крупных финансовых организаций, приобретающих акции (доли), активы или права в отношении иных финансовых организаций того же вида, стоимость активов которых не превышает установленные Правительством значения.
Реализация данных требований позволит повысить эффективность мер антимонопольного контроля, а также защищенность прав и интересов участников финансового рынка от возможных проявлений монополистической деятельности.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202412280042
6. Указ Президента РФ от 24.12.2024 N 1104 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации"
Внесены изменения в некоторые указы Президента РФ, принятые в ответ на недружественные действия иностранных государств
В частности, уточнен порядок исполнения обязательств по кредитам и займам, финансовым инструментам, финансовым обязательствам в сфере корпоративных отношений перед иностранными кредиторами хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территориях новых субъектов РФ, уточнены особенности применения временного порядка принятия решений по вопросам, отнесенным к их компетенции хозяйственными обществами, хозяйственными товариществами, производственными кооперативами, зарегистрированными на территориях новых субъектов РФ, скорректирован порядок принятия решений в случае, если в состав органа российского юридического лица входят лица недружественных иностранных государств и (или) лица, которые назначены (избраны) в состав органа российского юридического лица из числа кандидатур, выдвинутых лицами недружественных иностранных государств.
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412240002
7. Решение Совета директоров Банка России от 24.12.2024 "О требованиях к раскрытию держателями реестра владельцев ценных бумаг информации"
На 2025 год установлены требования к раскрытию информации держателями реестра владельцев ценных бумаг
Держатели реестра владельцев ценных бумаг при получении от эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам), ведение реестра владельцев ценных бумаг которого осуществляется соответствующим держателем реестра владельцев ценных бумаг, обращения, содержащего просьбу не раскрывать указанную в нем информацию на официальном сайте держателя реестра владельцев ценных бумаг и указание на самостоятельное обеспечение эмитентом (лицом, обязанным по ценным бумагам) возможности ознакомления с информацией, указанной в обращении, зарегистрированным лицам и лицам, намеревающимся открыть лицевой счет и (или) стать владельцами ценных бумаг (лицами, осуществляющими права по ценным бумагам), не раскрывают указанную в обращении эмитента определенную информацию.
https://www.cbr.ru/rbr/dir_decisions/rsd_2024-12-24_34_01/
8. Решение Совета директоров Банка России «Об определении перечня информации, которую некредитные финансовые организации вправе не раскрывать, и перечня информации, не подлежащей раскрытию на сайте Банка России»
Определено, что некредитные финансовые организации, в том числе центральные контрагенты и центральные депозитарии, с 1 января 2025 года до 31 декабря 2025 года включительно, осуществляя раскрытие годовой и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности, годовой и промежуточной финансовой отчетности, включая примечания к ним, с аудиторским заключением о финансовой отчетности (или иным документом, составленным по результатам проверки промежуточной финансовой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности), подлежащие раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации или нормативными актами Банка России, вправе не раскрывать следующие сведения:
- информацию о дебиторах, кредиторах, лицах, входящих в состав органов управления некредитной финансовой организации, структуре и составе акционеров (участников), должностных лицах некредитной финансовой организации и иных лицах;
- информацию о рисках и сделках, раскрытие которой приведет (может привести) к введению мер ограничительного характера со стороны иностранных государств и (или) государственных объединений и (или) союзов и (или) государственных (межгосударственных) учреждений иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов в отношении некредитной финансовой организации и (или) иных лиц, а также если в отношении указанных лиц действуют указанные меры ограничительного характера.
https://www.cbr.ru/rbr/dir_decisions/rsd_2024-12-24_38_03/
9. Решение Совета директоров Банка России «Об определении перечня информации кредитных организаций, иностранных банков, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через свой филиал, некредитных финансовых организаций, а также лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, субъектов национальной платежной системы, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации или нормативными актами Банка России, которую кредитные организации, иностранные банки, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через свой филиал, некредитные финансовые организации, а также лица, оказывающие профессиональные услуги на финансовом рынке, субъекты национальной платежной системы вправе не раскрывать с 1 января 2025 года до 31 декабря 2025 года включительно, и перечня информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации или нормативными актами Банка России, которую Банк России не раскрывает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с 1 января 2025 года до 31 декабря 2025 года включительно)
Определен перечень информации, которую кредитные организации, филиалы иностранных банков, некредитные финансовые организации, лица, оказывающие профессиональные услуги на финансовом рынке и субъекты национальной платежной системы вправе не раскрывать с 1 января до 31 декабря 2025 года включительно
В частности, предусмотрено, что в указанный период кредитные организации, иностранные банки, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через свой филиал, некредитные финансовые организации, бюро кредитных историй, кредитные рейтинговые агентства, аудиторские организации, субъекты национальной платежной системы вправе не раскрывать информацию о:
- лицах, под контролем либо значительным влиянием которых они находятся;
- членах органов управления и иных должностных лицах кредитных организаций;
- существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации, реорганизуемой в форме слияния, присоединения и преобразования.
Также документом установлен перечень информации, которую Банк России не раскрывает на своем официальном сайте с 1 января 2025 года до 31 декабря 2025 года включительно.
https://www.cbr.ru/rbr/dir_decisions/rsd_2024-12-24_14_02/
10. Решение Совета директоров Банка России от 24.12.2024 "О перечне информации о выпусках эмиссионных ценных бумаг, предусмотренной нормативными актами Банка России, которую Банк России не раскрывает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с 1 января 2025 года до 31 декабря 2025 года включительно"
Определен перечень информации о выпусках эмиссионных ценных бумаг, которую Банк России не раскрывает на своем официальном сайте в 2025 году
Решение принято в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 14.03.2022 N 55-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
https://www.cbr.ru/rbr/dir_decisions/rsd_2024-12-24_28_01/
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
11. Федеральный конституционный закон от 26.12.2024 N 5-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы"Продлевается действие отдельных положений законодательства, предусматривающих особенности нормативно-правового регулирования на территориях новых субъектов РФ
Так, в частности, скорректированы сроки действия положений, предусматривающих применение актов Банка России, регулирующих деятельность кредитных и некредитных финансовых организаций:
Актами Банка России в отношении кредитных и некредитных финансовых организации, если место их нахождения или место нахождения их подразделений располагается на территории Донецкой Народной Республики, могут устанавливаться особенности осуществления ими деятельности, проведения операций, значения нормативов и показателей, требования к составу и структуре активов, порядку расчета и размеру собственных средств (капитала), требования к обеспечению финансовой надежности, в том числе к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, требования к лицам, приобретающим акции (доли) кредитной организации и некредитной финансовой организации, требования к лицам, устанавливающим (осуществляющим) контроль в отношении владельцев (приобретателей) акций (долей) кредитной организации и некредитной финансовой организации, требования к порядку приобретения акций (долей) кредитной организации и некредитной финансовой организации, а также порядок применения мер к кредитным организациям и некредитным финансовым организациям за допущенные нарушения в их деятельности.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412260001
12. Федеральный закон от 28.12.2024 N 529-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статьи 5 и 6 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Подписан закон, предусматривающий единые подходы к использованию кодов ОКВЭД для определения хозяйствующими субъектами видов экономической деятельности
Законом ЕГРЮЛ и ЕГРИП определены в качестве единственных источников данных о кодах ОКВЭД хозяйствующих субъектов.
Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, дополняются данными о процентной доле осуществляемых видов экономической деятельности.
Исключается необходимость ежегодного подтверждения хозяйствующими субъектами кодов ОКВЭД. Одновременно вводится обязанность представлять сведения в случае изменения основного вида экономической деятельности, а также в случае, если процентная доля по одному из кодов ОКВЭД хозяйствующего субъекта изменилась более чем на 20 процентов.
Также законом устанавливается порядок представления организациями и индивидуальными предпринимателями соответствующих сведений в регистрирующий орган.
Федеральный закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412280030
13. Федеральный закон от 28.12.2024 N 547-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Скорректирован порядок направления гражданами в государственные органы обращений в форме электронного документа
Уточняется, что под обращением понимаются предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина, направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа с использованием Единого портала госуслуг, иной информационной системы государственного органа или органа местного самоуправления либо их официального сайта в сети "Интернет", обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию граждан.
Закреплено, что в целях обеспечения безопасности граждан в связи с их обращениями в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД, ФСБ, СВР, ФСО может быть установлен особый порядок направления обращений в форме электронного документа и направления ответов на обращения и соответствующих уведомлений.
Также уточняются особенности направления ответа на поступившее обращение.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 30 марта 2025 года.
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412280052
14. Федеральный закон от 26.12.2024 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принят закон о маркировке рекламы и обязательных отчислениях за распространение рекламы в интернете
Рекламораспространители и операторы рекламных систем, осуществляющие распространение в сети "Интернет" рекламы, обязаны осуществлять отчисления в размере 3% от суммы дохода, полученного от реализации соответствующих услуг.
Правительство определит критерии отнесения к рекламе информации, распространяемой на отдельных информационных ресурсах, а также особенности исчисления и уплаты данных платежей.
Освобождены от обязательных отчислений, в частности, владельцы сайтов - вещатели телеканалов и (или) радиоканалов; сетевые издания, редакции или учредители которых соответствуют одному из установленных критериев; общероссийские обязательные общедоступные телеканалы.
Кроме того, законом уточняются требования к распространению социальной рекламы, а также, в связи с ростом закредитованности населения, предусматриваются дополнительные требования к рекламе услуг, связанных с предоставлением потребительского кредита (займа).
В числе таких требований, в частности, наличие предупреждения "Изучите все условия кредита (займа)" с указанием на раздел сайта с подробными условиями кредита, а в отсутствие ресурса - указание в рекламе всех условий, влияющих на полную стоимость кредита (займа), а также предупреждение - "Оценивайте свои финансовые возможности и риски".
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202412260005
15. Постановление Правительства РФ от 28.12.2024 № 1963 "Об отдельных вопросах распространения информации в социальных сетях"
Установлен порядок предоставления владельцем социальной сети сведений о пользователе социальной сети по запросу Роскомнадзора, а также состав указанных сведений.
Кроме того, утверждены правила размещения на персональной странице, объем аудитории которой составляет более 10 тысяч пользователей социальной сети, информации о включении в перечень персональных страниц, объем аудитории каждой из которых составляет более 10 тысяч пользователей социальной сети, а также правила предоставления пользователем социальной сети, объем аудитории персональной страницы которого составляет более 10 тысяч пользователей социальной сети, сведений, позволяющих его идентифицировать.
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412300040
16. Федеральный закон от 13.12.2024 N 465-ФЗ "О внесении изменений в статью 19.1 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Продлен срок исполнения требований о приведении учредительных документов организаций, зарегистрированных на новых территориях, в соответствие с законодательством РФ
Кроме того, предусмотрено, что в целях обращения с заявлением о внесении сведений в ЕГРЮЛ юридические лица, созданные в ДНР в форме государственного концерна или государственной корпорации, приводят свои учредительные документы в соответствие с организационно-правовой формой государственного унитарного предприятия. Такие государственные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность на товарных рынках в РФ и находящиеся в условиях конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О защите конкуренции", подлежат реорганизации по решению учредителя до 1 января 2027 года.
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412130018
17. Указ Президента РФ от 24.12.2024 N 1103 "Об особенностях осуществления государственной регистрации юридических лиц, имеющих место нахождения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, и прав таких юридических лиц на недвижимое имущество"
До 1 января 2026 года вводится особый порядок регистрации юрлиц на новых территориях и их прав на недвижимое имущество
Запрещается осуществление государственной регистрации таких юридических лиц, если учредителями (участниками) этих юридических лиц и (или) лицами, имеющими право без доверенности действовать от их имени, являются иностранные лица, связанные с иностранными государствами, которые совершают в отношении РФ, российских юридических и физических лиц недружественные действия, и государственной регистрации прав таких юридических лиц на недвижимое имущество без специального разрешения.
Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412240001
18. Федеральный закон от 13.12.2024 N 461-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
За незаконное привлечение инвестиций физических лиц установлен штраф до 1 миллиона рублей
В КоАП включена новая статья 14.56.1, которая предусматривает ответственность за:
- оказание услуг по привлечению инвестиций физических лиц лицом, не имеющим права на осуществление указанной деятельности в соответствии с законодательством о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и об ограничениях привлечения инвестиций физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.62 КоАП, если такие действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния;
- привлечение инвестиций физических лиц с нарушением требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 5.1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.62 КоАП, если такие действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412130014
19. Федеральный закон от 28.12.2024 N 522-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
С 1 июня 2025 года вступает в силу закон о противодействии финансированию экстремистской деятельности
Внесены поправки в целый ряд законодательных актов с целью включения в сферу законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма направления, связанного с противодействием финансированию экстремистской деятельности.
Закон закрепляет понятие финансирование экстремистской деятельности.
Расширен перечень оснований для включения организаций и физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности.
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412280035
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ
20. Федеральный закон от 28.12.2024 N 533-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Закреплен порядок предоставления информации по запросам, направляемым в ходе антикоррупционных проверок
Установлены правовые основы направления запросов должностными лицами, перечень которых предусмотрен настоящим Федеральным законом, в целях исполнения ими обязанностей по противодействию коррупции и получения в ответ на них информации:
- от держателей реестра владельцев ценных бумаг и депозитариев - о ценных бумагах, принадлежащих лицам, в отношении которых направлен запрос;
- от Центрального каталога кредитных историй - о бюро кредитных историй, в которых хранится кредитная история субъекта кредитной истории, в отношении которого направлен запрос;
- от бюро кредитных историй - о титульной, основной, дополнительной (закрытой) и информационной частях кредитных историй.
Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412280038
Для консультации обращайтесь через любые удобные каналы связи — телефон, email или формы на сайте.